Отечественные исследователи еще в конце 20-х начале 30-х годов также обращались к вопросу об основных управленческих функциях. Так, Л.А. Бызов, один из ярких представителей течения «производственная трактовка управления», понимая управление как чисто техническую деятельность, выделял в качестве основных распорядительские, планирующие, контролирующие и надзорные функции.
М.И. Бурдянский, организатор Казанского института научной организации труда, последователь Ф. Тейлора и А. Файоля, в качестве основных управленческих функций выделял: планирование, контроль, согласование (координация, увязка работы отдельных лиц, направленной на выполнение плана) и регулирование, понимаемое как деятельность по поддержанию равномерного хода разного рода действий [Кабаченко Т.С., 2000. С. 17-19]
В настоящее время эта проблема также привлекает внимание отечественных исследователей. Так, Ю.A. Тихомиров к ним относит организацию управляющей системы, выбор целей, прогнозирование, планирование, информирование, решение, организационную и массовую деятельность, контроль, оценку эффективности управления.
К основным управленческим функциям, взаимно независимым и отвечающим признакам необходимости и достаточности, нами отнесены планирование, организация, контроль и регулирование. Руководство, финансирование, работа с кадрами и т.п. - конкретные варианты регулирования.
Планирование является ключевой из основных управленческих функций. При ее реализации удается достичь четыре цели: устранить отрицательный эффект неопределенности и изменений, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль.
Функция планирования состоит в том, чтобы обеспечить ясность ожиданий от конкретных людей и, тем самым, создать предпосылки для успешности совместных усилий людей и облегчить достижение целей и задач предприятия.
Обратимся к рассмотрению следующей из основных управленческих функций - функции организации.
Прежде всего, отметим, что сущность функции организации состоит в создании и поддержании в организации системы ролей, которая в свою очередь обусловлена разделением труда и необходимостью кооперации усилий. Посредством организационной деятельности устраняются неразбериха, конфликты между людьми по поводу работы или полномочий и создается внешняя среда, пригодная для их совместной деятельности.
Функция контроля заключается в том, чтобы проверять, все ли выполняется в соответствии с учрежденными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель - выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы, люди, действия. Функция контроля, являясь одной из основных управленческих функций, реализуется на всех уровнях управления, во всех сферах деятельности предприятия или организации.
Выделяют три, отличающиеся по структуре деятельности и целям, вида контроля: текущий, опережающий,результирующий.
Текущий контроль предполагает три этапа:
1. Установление нормативов.
2. Сопоставление фактической деятельности с нормативами.
3. Корректирование отклонений от плана или норматива.
Как мы видим, реализация этого вида контроля в реальном масштабе времени обладает некоторой инерцией. За счет потерь времени и отсрочки возможно усугубление положения, переход его в новое, подчас более грозное качество. В связи с этим существует иной вид контроля, который позволяет компенсировать инерционность системы. Это - опережающий контроль.
Опережающий контроль базируется на предвидении. Использование опережающего контроля предполагает контроль за вводными переменными и прогноз развития ситуации. Сложность состоит в том, чтобы правильно определить эти переменные, построить модель процесса, отразить в этой модели динамику, организовать отбор данных о вводных переменных, осуществить оценку вводных данных в контексте их контрольных значений, наметить и осуществить корректирующие мероприятия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.