· наличия навыков согласования индивидуальных операций в процессе совместной деятельности.
При анализе коллективной (совместной) деятельности необходимо учитывать и индивидуальное, и коллективное содержание мотива.
Предмет деятельности коллектива соответствует мотиву деятельности отдельных участников в тех случаях, когда совместно выполняемая работа является средством удовлетворения индивидуальных потребностей членов группы и по отношению к этой работе существует установка, связывающая данную деятельность, данную потребность и данный предмет. Однако, как было показано выше, деятельность в малой формальной группе зачастую является средством удовлетворения потребностей участников, не связанных с формальными целями существования группы. В этом случае, предмет не соответствует мотиву деятельности каждого участника. Выбор мотива будет зависеть от особенностей индивидуальной мотивации, то есть от того, с каким объектом у данного члена группы связано представление об удовлетворении потребности, реализуемой в формальной деятельности.
Потребности, связанные с признанием, построением межличностных взаимоотношений, самореализацией, как отмечают многие исследователи, чаще всего оказываются неудовлетворёнными у членов организационных групп. Вероятность того, что именно эти потребности выступят в качестве актуальных, выше, чем вероятность актуализации потребностей других уровней. Это позволяет использовать в управлении малыми формальными группами приём «внешнего врага» и идентифицировать предмет формальной деятельности как мотив для каждого из участников. Восприятие какого-либо элемента внешней среды как враждебного участникам совместной деятельности связано с формированием представления «Мы» у членов группы через противопоставление понятию «Они». В организациях для членов малых групп таким враждебным элементом зачастую является руководитель или представители управленческой структуры организации [Кабаченко Т.С., 2000. С. 38-101]. В нашем эксперименте внешним противником участников экспериментальных групп являются студенты учебные группы других специальностей или других вузов. Противопоставление «Мы» - «Они» у участников эксперимента получает своё выражение в профессиональной конкуренции, учебном соревновании.
В тех случаях, когда высока зависимость участников от группы, когда потребность в построении межличностных отношений выступает как доминирующая, мотив деятельности каждого участника связан с представлением о собственном месте в неформальной ролевой структуре группы. Говорить о взаимном соответствии предмета и мотива деятельности членов малой формальной группы в этом случае нельзя.
Анализ отечественной литературы по психологии малых групп позволяет сделать вывод о том, что в группе, как и индивидуально, люди обладают предрасположенностью к определенным объектам (отношениям). Сходство участников по таким показателям, как направленность личности, интеллектуальный уровень, активность, лидерские качества повышает вероятность выбора одного и того же объекта в качестве мотива.
Высокий уровень взаимосвязанности в группе влияет на осознание членами группы мотивов собственной деятельности. Чем выше уровень взаимосвязанности, тем выше вероятность того, что представление участников о собственных желаниях будет подменено представлением о целях функционирования группы, представление о мотиве собственной деятельности будет подменено представлением о желаемом для группы мотиве. Сплочённость членов группы повышает вероятность того, что ситуация выполнения совместной деятельности станет фрустрационной для отдельных участников, хотя и не будет осознана как таковая.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.