Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 23

Как отмечает В.Г. Леонтьев, «показателями проявления адаптационного механизма можно назвать, во-первых, заданный уровень активности, обеспечивающий познание и усвоение знания без каких-либо психофизиологических расстройств, во-вторых, психоэмоциональную цену достижения результатов деятельности. Заданный уровень активности устанавливается задачей и условиями деятельности, а психоэмоциональная цена достижения – посредством наличия или отсутствия синдрома психоэмоционального напряжения, неконструктивных реакций приспособления и невротических состояний» [Леонтьев В.Г., 2002. С. 111].

Адаптация как процесс характеризуется определённой продолжительностью и наличием некоторых периодов. Содержание и результаты основных периодов адаптационного процесса представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Содержание основных периодов адаптационного процесса.

Период

Содержание

Результат

Начальный

Усвоение мотивационных признаков деятельности; включение цели формальной деятельности в систему личностных целей и задач

Эмоциональная стабилизация; повышение работоспособности; рост интеллектуальных показателей.

Основной

Усвоение содержания деятельности; усвоение норм поведения во взаимодействиях, сопровождающих формальную деятельность.

Интериоризация групповых ценностей и норм совместной деятельности; приобретение необходимых навыков.

Угасание профессиональных установок, не соответствующих данным условиям деятельности.

Этап сопровождается снижением работоспособности, конфликтами

Завершающий

Осознание эмоциональных предпочтений и включение в систему межличностных взаимоотношений.

Угасание профессиональных установок, не соответствующих ожиданиям других членов группы.

Стабилизация уровня тревожности, повышение устойчивости самооценки.

Процесс производственной адаптации включает в себя следующие элементы:

ü индивид, который адаптируется (с учетом особенностей его психики и поведения);

ü деятельность, выполняемая этим человеком (ее содержание, цели, задачи, необходимый результат);

ü условия, в которых происходит адаптация (условия труда, режим деятельности, люди, с которыми приходится работать).

Процесс адаптации является завершённым, если выполнение человеком необходимой деятельности, индивидуально или в составе группы, не сопровождается повышением конфликтности, агрессивности, тревожности, регрессией, снижением уровня усвоения информации, снижением эффективности работы.

Каким образом получить именно такой результат с наименьшими затратами со стороны как работника, так и предприятия? Различные теории управления адаптационным процессом рассмотрены в следующем параграфе.

2.2.  Управление процессом адаптации. Понятие, виды, функции, методы управления

Исследование потребностей в персонале промышленных предприятий Красноярского края, исследование спроса и предложения на рынке труда свидетельствуют о том, что специалисты, выпускаемые вузами, плохо адаптируются к профессиональной деятельности: лишь менее 20% считает, что работают в той сфере, в которой смогут проявить себя и добиться успеха. Большинство выпускников ВУЗов воспринимают профессиональную ситуацию как временную («Пока не найду работу получше»), что естественным образом сказывается на результатах деятельности. Специалисты считают, что необходимо улучшить систему управления адаптацией работников на производстве, однако опыт ряда предприятий (в частности, ООО КЗК), показывает, что даже специальные программы, реализуемые кадровыми службами, не помогают принципиально решить данную проблему. Поэтому среди выпускников столь высока текучка, поэтому же руководители стремятся нанимать людей с опытом работы в сфере профессиональной деятельности.