Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 39

В качестве мотивационных средств нами были выбраны следующие действия: выявление цели деятельности, соотнесение общей цели со своими целями, желаниями, возможностями. Цель использования данных средств заключалась в том, чтобы актуализировать подавляемые мотивы профессиональной деятельности, развить личностные качества, которые наиболее сильно влияют на адаптационный процесс и, развиваясь, выполняют функцию адаптационных средств. К этим качествам относятся самодостаточность, навыки целеполагания, интеллектуальные свойства.

Воздействие мотивационных средств заключается в том, что участники выявляют цели выполняемой деятельности и соотносят их со своими жизненными целями, желаниями, возможностями. Для того чтобы правильно сформулировать цель деятельности, соотнести цели выполняемой формальной деятельности со своими жизненными целями, необходимо обладать навыками целеполагания, уметь представлять цель в виде совокупности задач. Поэтому в ходе эксперимента участники обучаются построению дерева целей, которое является визуальным представлением совокупности задач, относящихся к общей цели. Дерево задач должно отвечать определённым требованиям, изучение которых является элементом программного обучения по предметам «Психология», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Логистика», «Практическая психология управления». Студенты технических специальностей не изучают вышеназванных предметов, поэтому к этой группе мотивационный подход к процессу адаптации реализуется при помощи методов, основанных на самоанализе.

Обучение оценке ситуации и постановке задачи проводится путём совместного обсуждения и планирования учебного процесса в форме свободной дискуссии и письменного анализа. Обучение выявлению цели и мотива деятельности проводится в процессе совместного обсуждения программы обучения, содержания и результатов производственной практики. Навыки самоанализа формируются у студентов при обсуждении результатов тестирования, в процессе выполнения и обсуждения творческих работ на темы: «Самое важное решение в моей жизни»; «Анализ проблемных ситуаций, возникших при прохождении производственной практики». Обсуждение этих работ проводилось по инициативе студентов.

Учебные группы подвергаются воздействию следующих методов:

§  самостоятельное индивидуальное выполнение письменных работ «Самое важное решение в моей жизни», обсуждение этих работ по желанию учащихся;

§  письменное выполнение работы «Учебная программа» на занятии в группе под руководством преподавателя.

Под воздействием этих методов учащиеся групп вынуждены выполнять действия, соответствующие первичным мотивационным средствам адаптации: самоанализу, выявлению цели деятельности, представлению цели в виде ряда последовательно решаемых задач, выявлению мотива деятельности.

§  выполнение профессионального проекта в группе самостоятельно (без вмешательства преподавателя);

§  проведение игровых занятий в других группах;

§  планирование и проведение ролевой игры в школе.

Под воздействием этих методов члены экспериментальных групп вынуждены выполнять действия, соответствующие мотивационным и профессионально - деятельностным первичным средствам адаптации: планированию, подражанию, обсуждению, обмену информацией, самоанализу, выявлению целей деятельности.

Под влиянием мотивационных средств изменяется представление индивида о собственных возможностях в сфере профессиональной деятельности, формируется мотивационная структура личности. Однако мотивационные средства не влияют на профессиональные представления индивида и незначительно влияют на социально-психологические свойства формальной группы. Следовательно, для того, чтобы человек успешно адаптировался к работе в группе, необходимо использовать не только мотивационные средства адаптации.