Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 21

3). Обучение адаптации. Эффективность данного метода составляет от 23% до 80% в зависимости от начальных условий, причем наибольший результат при наименьших затратах возможен именно тогда, когда обучение адаптации происходит до начала профессиональной деятельности. 

Для того, чтобы организовать обучение адаптации, необходимо рассмотреть составляющие этого процесса. Понятие «адаптация» относится и к процессу приспособления человека к условиям социальной среды, и к качествам, сформировавшимся у личности в этом процессе. Адаптация к условиям профессиональной деятельности называется производственной. Рассматривая производственную адаптацию как сложное явление, мы можем выделить следующие элементы: социально-психологическая адаптация; психофизиологическая адаптация; профессиональная адаптация [Деслер Г., 1998, с. 169].

Социально-психологическая адаптация как процесс содержит следующие элементы:

·  включение в систему межличностных отношений;

·  включение в ролевые структуры;

·  приспособление к нормам и традициям коллективной деятельности.

Включение в систему межличностных отношений – это:

1.  процесс формирования у нового члена группы первичных образов других участников;

2.  процесс первичной оценки других членов группы;

3.  процесс формирования первичных эмоциональных предпочтений;

4.  процесс осознания себя в системе межличностных отношений;

5.  процесс первичной оценки себя в системе межличностных отношений. Особого внимания в данном случае заслуживает фактор первичности, поскольку статус человека в межличностных отношениях является динамическим показателем, образы других людей, оценки и предпочтения также меняются во всё время пребывания человека в группе.

Включение в ролевые структуры – это:

1) изучение ролевых признаков, норм, правил поведения;

2) осознание себя в рамках роли, предоставленной руководством и группой;

3) оценка собственных возможностей в соответствии со своими ролевыми ожиданиями;

4) самооценка в соответствии с ожиданиями группы.

Приспособление к нормам и традициям совместной деятельности может иметь активную или пассивную форму [Деслер Г., 1998. С. 170]. Термин «активное приспособление» означает, что человек стремится изменить среду, в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить. Если человек стремится изменить себя в соответствии с условиями среды, то есть избегает возможности воздействовать на внешние условия, мы говорим о пассивной адаптации.

Этот вид адаптации может быть связан с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний. [Маусов Н.К., Ламскова О.М. 06.2004.ж УП, С. 66.]

Результатом социально-психологической адаптации является усвоение человеком правил поведения в группе, приобретение необходимых навыков коллективной деятельности.

Психофизиологическая адаптация – это приспособление организма к условиям деятельности и изменение оценки своих возможностей [Деслер Г., 1998. С. 171]. Результатом психофизиологической адаптации являются установки («привычки»), способствующие нормальному функционированию организма в новых условиях (например, способность рано просыпаться). Длительность и успешность психофизиологической адаптации определяется, в первую очередь, подготовленностью специалиста к данной деятельности, здоровьем человека и общей значимостью ситуации.

Профессиональная адаптация как процесс включает в себя: приспособление к характеру, содержанию и организации труда; приспособление к системе профессиональных требований (в частности, должностных) [Деслер Г., 1998. С. 171].

Приспособление к характеру и содержанию труда – это:

1) актуализация профессиональных навыков;

2) оценка уровня своей профессиональной подготовки;

3) приобретение недостающих профессиональных навыков.