либо человек считает, что эта работа не поможет ему добиться самого нужного в жизни;
либо у человека есть другие, более простые способы достичь жизненно важные цели.
Рис.5. Оценка по 2 параметру – отношение к учебной программе
- слишком сложная
- нормальная
- проще чем я ожидал
Восприятие учебной программы как нормальной по уровню сложности свидетельствует о том, что учащиеся уверены в своих возможностях. Однако ухудшение этого показателя от 1 к 3 курсу показывает, что и по данному параметру адаптация завершается с неудовлетворительным результатом.
Рис.6. Оценка по 3 параметру – оценка собственных возможностей
- больше чем у всех
- как и у всех
- меньше чем у всех
Повышение уровня оценки в собственных возможностях от курса к курсу свидетельствует о том, что процесс адаптации все-таки происходит. Сопоставление этого результата с предыдущими доказывает, что адаптация является стихийной.
Рис.7. Оценка по 4 параметру – отношение к своей учебной группе
- друзья
- коллеги
- посторонние
О завершении профессиональной адаптации свидетельствует, кроме прочего, правильное восприятие рабочей ситуации. Следовательно, оптимальным является восприятие соучеников как коллег. Изменение этого показателя от 1 к 3 курсу свидетельствует о том, что по данному параметру адаптация происходит.
Отношение к учебной деятельности показало, что к 3 курсу у учащихся формируется устоявшееся представление о себе и своей роли (деятельности, которую он выполняет). Однако вызывает опасение то, что большинство студентов считает учебную деятельность второстепенной (особенно отчетливо это проявляется на 2 курсе).
Оценка сложности программы показала, что представление о текущей ситуации не меняется, то есть представление об учебном процессе не развивается.
Уверенность в себе и собственных профессиональных возможностях также повышается от курса к курсу, одновременно растет число тех, кто понял, что неправильно выбрал профессию.
Наиболее управляемой в учебном процессе является группа третьего курса, так как члены группы воспринимают друг друга в первую очередь именно как коллеги.
Деятельностная адаптация представляет собой сознательное активное приспособление к совместному решению профессиональных задач и совместному выполнению профессиональной деятельности.
Группа как субъект деятельности обладает большим объемом информации и практическими навыками, необходимыми для быстрого решения поставленных задач. Однако работа в группе является эффективной только тогда, когда в ней сформирована ролевая структура, в соответствие с которой происходит распределение работ. В зависимости от сферы деятельности ролевая структура группы может меняться и в случае, если группа не обладает навыками совместной деятельности, могут возникнуть проблемы в решении поставленных задач.
Работа учебных групп оценивалась нами в трех направлениях:
1. В неформальной деятельности
2. В формальной деятельности
3. Оценка поведения в ситуации эмоционального стресса
Оценка проводилась по следующим параметрам:
Ø Было ли выделение руководителя;
Ø Было ли распределение работ;
Ø Вся ли группа участвовала в выполнении задания;
Ø Было ли обсуждение поставленной задачи и предстоящей работы;
Ø Было ли обсуждение результата работы;
Ø Степень выполнения задания;
Ø Уровень тревожности во время выполнения задания.
Выполнение задания оценивалось преподавателем по шкале от 0 (полностью не выполнено, выполнено неправильно) до 6 баллов (выполнено полностью, принято без замечаний). Изменение уровня тревожности оценивалось наблюдателем по шкале от 0 (нет проявлений тревожности) до 3 баллов. Оценка в 3 балла выставлялась в случае, если в течение всей работы имели место следующие признаки повышения тревожности:
§ усиление эмоциональных проявлений (выкрики, жестикуляция),
§ проявление агрессивности (прерывания, агрессивные высказывания, оскорбительные высказывания),
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.