Особенности профессиональной деятельности малых формальных групп. Экспериментальное исследование управления адаптацией МФГ к профессиональной деятельности, страница 33

либо человек считает, что эта работа не поможет ему добиться самого нужного в жизни;

либо у человека есть другие, более простые способы достичь жизненно важные цели.

Рис.5. Оценка по 2 параметру – отношение к учебной программе

- слишком сложная

- нормальная

- проще чем я ожидал

Восприятие учебной программы как нормальной по уровню сложности свидетельствует о том, что учащиеся уверены в своих возможностях. Однако ухудшение этого показателя от 1 к 3 курсу показывает, что и по данному параметру адаптация завершается с неудовлетворительным результатом.

Рис.6. Оценка по 3 параметру – оценка собственных возможностей

- больше чем у всех

- как и у всех

- меньше чем у всех

Повышение уровня оценки в собственных возможностях от курса к курсу свидетельствует о том, что процесс адаптации все-таки происходит. Сопоставление этого результата с предыдущими доказывает, что адаптация является стихийной.

Рис.7. Оценка по 4 параметру – отношение к своей учебной группе

- друзья

- коллеги

- посторонние

О завершении профессиональной адаптации свидетельствует, кроме прочего, правильное восприятие рабочей ситуации. Следовательно, оптимальным является восприятие соучеников как коллег. Изменение этого показателя от 1 к 3 курсу свидетельствует о том, что по данному параметру адаптация происходит.

Отношение к учебной деятельности показало, что к 3 курсу у учащихся формируется устоявшееся представление о себе и своей роли (деятельности, которую он выполняет). Однако вызывает опасение то, что большинство студентов считает учебную деятельность второстепенной (особенно отчетливо это проявляется на 2 курсе).

Оценка сложности программы показала, что представление о текущей ситуации не меняется, то есть представление об учебном процессе не развивается.

Уверенность в себе и собственных профессиональных возможностях также повышается от курса к курсу, одновременно растет число тех, кто понял, что неправильно выбрал профессию.

Наиболее управляемой в учебном процессе является группа третьего курса, так как члены группы воспринимают друг друга в первую очередь именно как коллеги.

Деятельностная адаптация представляет собой сознательное активное приспособление к совместному решению профессиональных задач и совместному выполнению профессиональной деятельности.

Группа как субъект деятельности обладает большим объемом информации и практическими навыками, необходимыми для быстрого решения поставленных задач. Однако работа в группе является эффективной только тогда, когда в ней сформирована ролевая структура, в соответствие с которой происходит распределение работ. В зависимости от сферы деятельности ролевая структура группы может меняться и в случае, если группа не обладает навыками совместной деятельности, могут возникнуть проблемы в решении поставленных задач.

Работа учебных групп оценивалась нами в трех направлениях:

1.  В неформальной деятельности

2.  В формальной деятельности

3.  Оценка поведения в ситуации эмоционального стресса

Оценка проводилась по следующим параметрам:

Ø  Было ли выделение руководителя;

Ø  Было ли распределение работ;

Ø  Вся ли группа участвовала в выполнении задания;

Ø  Было ли обсуждение поставленной задачи и предстоящей работы;

Ø  Было ли обсуждение результата работы;

Ø  Степень выполнения задания;

Ø  Уровень тревожности во время выполнения задания.

Выполнение задания оценивалось преподавателем по шкале от 0 (полностью не выполнено, выполнено неправильно) до 6 баллов (выполнено полностью, принято без замечаний). Изменение уровня тревожности оценивалось наблюдателем по шкале от 0 (нет проявлений тревожности) до 3 баллов. Оценка в 3 балла выставлялась в случае, если в течение всей работы имели место следующие признаки повышения тревожности:

§ усиление эмоциональных проявлений (выкрики, жестикуляция),

§ проявление агрессивности (прерывания, агрессивные высказывания, оскорбительные высказывания),