Но есть различия в осуществлении конституционного и административного нормоконтроля:
· Утрата законом юридической силы может быть осуществлена только при конституционном контроле.
· Решения КС могут иметь общее значение которое неприсуще правоприменительным актам, коими являются решения суда по сути. Но это те, в результате которых неконституционные нормы утрачивают силу.
· При административной процедуре закон признаётся недействующим или не подлежащим применению. Это не подтверждение недействительности, не влечёт отмены и он может быть впоследствии проверен судом на конституционность.
При решении вопроса кто должен проверять конституции или уставы КС сказал что он, так как конституция РФ и конституции субъектов находятся в тесной связи и поэтому это его дело. Поэтому в случае коллизий между ФС и конституции проверяется её конституционность а не законность. Поэтому и не суды общей юрисдикции.
Конкретный нормоконтроль:
В) Дела о конституционности законов по обращениям граждан на нарушение их прав.
Г) Дела о конституционности законов по просьбам судов.
Тут только законы применённые или подлежащие применению в конкретном деле. Речь идёт о законах и приравненных к ним актах. Например акты которые имеют прямой выход на конституцию и осуществляющее прямое правовое регулирование. Например постановление ГД об амнистии. Или указы президента принимаемые в порядке восполнения пробелов в законодательстве. Постановления правительства во исполнение указов президента такого выхода не имеют.
Но исключение составляют акты правительства связанные с ФЗ. Например те, принятие которых прописано в самом ФЗ. Этих актов не только возможно, но и обязательно обжалование в рамках конституционного контроля.
Субъектами по делам категории «в» являются граждане как субъекты конституционного права, то есть и иностранные тоже а так же объединения граждан, организации, органы и лица прямо указанные в законе. Например уполномоченный по правам.
Под объединениями граждан понимать надо коммерческие юридические лица и ФГУП. Кроме того и муниципальные образования сюда же в лице органов МСУ, местных должностных лиц и непосредственно населения.
Поводом к рассмотрению дел «В» являются индивидуальные или коллективные конституционные жалобы граждан. Соответственно надо чтоб данный закон был применён в данном деле. Если было обращение в КС то производство по данному делу приостанавливается до тех пор, пока КС не вынесет решение.
По категории «Г» только суды которые усомнились в конституционности нормы применяемой в конкретном деле. Соответственно это не только их право но и обязанность обращаться, потому что только КС может проверять конституционность нормы. Причём обязательно приостановление производства в суде, который послал в КС запрос.
Ещё одно направление деятельности – разрешение споров о компетенции.
Есть три вида споров в зависимости от того, какие органы спорят:
· Между федеральными органами
· Между региональными органами
· Между региональными органами и федеральными
Субъекты либо органы либо президент, так как он обеспечивает согласованное функционирование органов.
Повод:
· Если не про подсудность или подведомственность
· Если компетенция органов установлена конституцией
· Если нельзя его разрешить иным способом
· Если заявитель уже письменно обращался в соответствующие органы и в течение месяца нарушения компетенции не устранили
· Если президент как арбитр обращается, то нужно чтоб были проведены согласительные процедуры
Ещё одно полномочие – толкование конституции. Субъекты – президент, правительство, ГД, СФ, законодательные органы субъектов. Повод – запрос о толковании. Основание – неопределённость в понимании положений конституции. Итоговое решение – постановление где даётся официальное обязательное толкование.
Далее – проверка конституционности процедуры выдвижения обвинений против президента.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.