Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 13

К. строй – система конституционно-правовых норм, закрепляющих определённую юридическую модель государственного или общественного устройства; реальные общественные отношения урегулированные нормами КП.

Это не совокупность правовых норм иначе можно спутать с КП.

Нельзя сказать, что это устройство государства, так как конституция ещё и устанавливает порядок взаимодействия личности, общества, государства.

конституционный строй как система общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права, как реальное претворение конституционно-правовых норм в жизни общества и государства.

У нас полагают, что конституционным можно признать только государство где закреплена демократия, правовое, социальное государство, неприкосновенность прав личности…

Влияет на строй нравственность и правосознание. Потому что влияет и на правоприменителя и на законодателя и на отдельных граждан. Кроме того конституция много статей имеет дефиниций и декларация, которые тоже влияют на нравственность.

Конституционный строй может быть определен как система (порядок, строй) общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права на основе принципов признания и защиты естественных прав и свобод человека, суверенитета народа, принципов разделения властей, демократического, социального и правового государства.

Глава первая должна определять неизменные положения жизни общества и государства, поэтому её так сложно менять, потому что положения в ней могут изменяться только при коренном изменении жизни общества и государства.

Проблема того, что нельзя добавить лишних норм, не являющихся основами, но и не забыть чтото. У нас в конституции проблема что перечень субъектов установлен. Теперь некоторые субъекты не могут изменить свой статус, иначе пришлось бы менять конституцию. Тогда получается какие то субъекты могут менять, какие то нет и получается неравноправие.

Глава первая имеет универсальное содержание. Определяет права человека и гражданина как высшую ценность, основы правовой системы, источник власти – народ, идеологическое и политическое многообразие,  экономическое многообразие, республика, федерация, демократия.

Глава 1,2,9 сложно меняется, так как закрепляет основы, кроме того она помогает обеспечить стабильность этих основ.

Плюс есть принцип внутренней непротиворечивости конституции. Она во первых основной закон, а в случае её противоречий её ещё и сравнить не с чем.

Вопрос о том имеет ли первая глава более высокую юридическую силу. Отвечаем: формально нет, но в случае коллизии между нормами этой главы и иными нормами конституции следует руководствоваться этой главой.

Есть мнение что не нужно особый порядок изменения ничему давать, потому что конституция имеет одинаковую юридическую силу и не должна быть устаревшей. А нормы со сложным порядком  изменения будут тормозить её развитие.

Но это хуйня. Строй меняется только если коренным образом меняется жизнь общества, не иначе.

Важная часть – нормы провозглашения. Типа государство правовое, светское, социальное и т.п.

Они не только определяют содержание иных норм КП но и являются нормами целями.

Но они как и все остальные нормы Конституции имеют высшую юридическую силу и прямое действие и могут применяться на всей территории РФ напрямую.

Виды основ конституционного строя. Конституционные основы взаимоотношений государства, общества и личности и конституционные основы организации и осуществления государственной власти

Классификация:

1.  Внешние основы, т.е. основы взаимодействия государства, общества и личности; данная группа представляет собой систему принципов, которые в свою очередь могут быть подразделены на подгруппы: А) основы правового положения человека, гражданина в обществе и государстве Б) основы взаимодействия государства с общественными институтами; В) основы, отражающие соотношение государства, государственной власти и права.

2.  Внутренние основы, т.е. основы организации собственно государства и государственной власти (принципы внутренней организации государства и государственной власти, содержащие характеристику формы государства и устройства государственной власти).