Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 4

АКТЫ ИЗБИРКОМОВ (КОМИССИЙ РЕФЕРЕНДУМА) - № 67 ФЗ предусматривает право комиссий издавать инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения этого ФЗ. Хотя они в основном органы правоприменения.

В ФЗ «О реферндуме» тоже написано, что центризбирком может издавать инструкции в качестве комиссии референдума.

5)  УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ИНЫЕ МУНИЦИПАЛНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ – определяют основы местного самоуправления и важнейшие формы осуществления местной власти.

№ 131 ФЗ говорит, что устав муниципального образования и решения нормативного характера местного референдума имеют высшую юридическую силу в муниципальном образовании и прямое действие на всей его  территории.

Предмет уставного регулирования – основные элементы статуса муниципального образования, его наименование, перечень вопросов местного значения, структура и порядок образования органов и должностных лиц местного самоуправления, их наименование и полномочия, порядок прекращения полномочий, порядок принятия, вступления в силу муниципальных НПА, порядок формирования, утверждения, исполнения местного бюджета, контроля за его исполнением.

ПРИНЯТИЕ УСТАВА – обязательное народное рассмотрение его в течение 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии, принимается 2\3 депутатов представительного органа, гос. регистрация в органе юстиции, вступление в силу после опубликования зарегистрированного устава.

Отдельные вопросы организации местного самоуправления могут устанавливать НПА представительных органов муниципальных образований. Это например – правотворческая инициатива граждан, порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, порядок организации и проведения публичных слушаний, порядок назначения и проведения собраний граждан, конференции граждан, опроса граждан,

6)  Внутригосударственные соглашения и договоры – второстепенный, вспомогательный и дополнительный характер. Нормативные конституционно-правовые договоры (внутрифедеральные договоры о разграничении полномочий и предметов ведения). Они заключаются между органами РФ и органами власти субъектов. Также есть договоры о сотрудничестве как по вертикали так и по горизонтали.

Это разновидность публично-правовых договоров.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДОГОВОРОВ:

Наличие двух и более сторон участников, добровольность заключения, взаимный характер,

ОСОБЕННОСТИ:

Особые субъекты, договор – правовая форма реализации компетенции субъектов (государство его органы и образования), могут носить вертикальный характер из-за разницы правового статуса субъектов договора.

Это вторичный источник права – вспомогательная форма регулирования конституционно правовых отношений в строго определённых законом случаях.

Обычно сфера их применения это федеративное устройство, например договор о разграничении предметов ведения.  Договор об отношениях автономного округа и субъекта, на территории которого он находится.

Примеры – федеративный договор от 31 марта 1992 года

Сейчас есть доп. ограничения – можно договор только если есть географические, экономические особенности и иные у субъектов федерации.

7)  Решения КС РФ, конституционных уставных судов и другие акты судебного нормотворчества как источников конституционного права.

ЕСТЬ МНЕНИЕ что нет судебного нормотворчества, а только толкование. И КС толкуя норму новую норму не создаёт. Только старую предопределяет как понимать. Это исключает его из общей системы источников.

ЕСТЬ МНЕНИЕ что это квазинормотворчество, ведь толкование нормы по новому даёт новый нормативный смысл ей.  И это можно считать нормотворчеством при том, что это не противоречит правоприменительной природе судебной власти.

Роль такого нормотворчества возрастает при судебном конституционном контроле в формах абстрактного и конкретного нормоконтроля. Это главная задача КС РФ.

КС в постановлении сказал что решения Кс имеют такое же значение как решение нормотворческого органа.

Нормативный характер несут не только резолютивные части решений КС но и правовые позиции КС которые могут быть выражены даже в определениях.