Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 38

1.  Полное или частичное приостановления полномочий органов гос. власти субъектов и органов МСУ.

2.  Установление ограничения н свободу передвижения и особый режим въезда выезда с территории.

3.  Усиление охраны общественного порядка и особо важных объектов

4.  Установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово экономической деятельности

5.  Особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости

6.  Запрещение или ограничение собраний митингов шествий пикетирований и массовых мероприятий

7.  Запрещение забастовок или иных способов приостановления деятельности предприятий.

Если ЧП по социально-политическим обстоятельствам, то можно доп. меры применить:

·  Комендантский час

·  Ограничение свободы печати, предварительная цензур, изъятие тиража.

·  Проверка документов, личный досмотр всего что можно

·  Ограничение или запрещение продажи оружия алкоголя и патронов…

·  Выдворение лиц нарушающих порядок чрезвычайного положения

·  Продление срока содержания под стражей на весь период ЧП но не более чем на 3 месяца. Только для терроризма и др. особо тяжких преступлений.

При природно-техногенном характере:

·  Временное отселение жителей в безопасные районы

·  Введение карантина, проведение всяких лечебных мероприятий

·  Привлечение материального государственного резерва и привлечение ресурсов организаций независимо от форм

·  Отстранение от должности на период ЧП руководителей организаций ненадлежаще исполнявших свои обязанности

·  Мобилизация трудоспособного населения и мобилизация ТС граждан

Но в законе гарантия от чрезмерности таких мер.

При нарушении комендантского часа лицо может быть задержано только до его окончания, а если у него не было с собой документов, то только на 72 часа и только по решению суда до 10 дней

Нельзя создавать чрезвычайные суды. Нельзя ограничивать права связанные с судебной защитой. Если суды не в состоянии работать, то ВС и ВАС могут изменить территориальную подсудность.

Нужно известить совет европы и ООН и сопредельные государства о причинах введения ЧП и объёме ограничения прав.

понятие агрессии в соответствии с общепризнанными принципами и действующими нормам международного права как применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

Основания для введения военного положения:

·  Вторжение

·  Нападение

·  Бомбардировка или применение иного оружия иностранным государством

·  Блокада портов или берегов

·  Др.

Вводится указом президента и в 48 часов одобряется СФ. Если он не смог собраться по чрезвычайным причинам, то можно его рассмотреть позже. Если его не примут военное положение считается не принятым.

Меры на территории с военным положением:

·  Усиление охраны общественного порядка и усиление общественной безопасности

·  Введение особого режима работы ключевых объектов (связь, транспорт и т.п.)

·  Эвакуация объектов социокультурного назначения и временное отселение жителей в безопасные районы

·  Приостановление всех общественных объединений ведущих пропаганду и агитацию

·  Привлечение граждан для выполнения работ на нужды обороны.

·  Др.

Можно ограничить следующие права:

·  Свобода передвижения и выбора места жительства

·  Право на забастовку и свобода труда

·  Право на собрания митинги и т.п.

·  Свобода СМИ

·  Свобода экономической деятельности и др.

Институт гражданства в РФ. Понятие, правовая природа, признаки гражданства и сущность института

Раньше граждан противопоставляли подданным по критерию наличия особых прав, а теперь без разницы. Подданство это фикция. Единственное отличие – подданный не является субъектом власти в своей стране.

Гражданство – политико-правовая принадлежность лица к государству, членство в нём.