Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 60

ПРИНЦИП СВОБОДНЫЙ ВЫБОРОВ И ДОБРОВОЛЬНОГО УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ.

Суть: каждый гражданин сам определяет степень своего участия в выборах. Этот принцип не признаётся в некоторых зарубежных странах.

Идея добровольности выборов реализуется в свободных и добровольных выборах.

Нет обязанности  законе по участию в выборах следовательно нет и ответственности за абсентеизм.

ПРИНЦПЫ ВСЕОБЩЕГО РАВНОГО И ПРЯМОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА.

Всеобщее означает что нет никакой дискриминации ни по какому признаку при участии в выборах.

Есть ограничения для защиты демократического общества. Например возрастной ценз или ограничение на участие лиц, признанных судом недееспособными, не могут избирать и быть избранными лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Если уже получил статус депутата, то нельзя находиться на муниципальной или государственной службе, входить в состав представительного органа субъекта или представительного органа МСУ и занимать иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной преподавательской и иной творческой. Также нельзя занимать одну должность более 2-х раз подряд, лишение права заниматься определённой деятельностью и занимать определённые должности, достижение определённого максимального возраста.

Есть также цензы:

·  Гражданства

·  Осёдлости

·  Языка

·  Имущественный

·  Т.п.

Ценз осёдлости в РФ есть для президента. Это 10 лет в РФ проживания. Также не моложе 35 лет.

Есть правда в доктрине мнение, что лучше тупо убрать принцип всеобщности, и сделать его целью будущего чем вводить для него кучу оговорок и его ограничивать.

Принцип равного избирательного права. Это одно из наиболее важных видов равноправия граждан. У каждого избирателя одинаковое число голосов. Причём возможно и что не по 1 голосу на каждого, но только чтоб всё было равно. Кроме того, важно сделать так чтоб на каждого кандидата приходилось равное число жителей или избирателей. Тогда голоса будут иметь равный вес.

Этому противостоит ПЛЮРАЛЬНЫЙ ВОТУМ. Принцип, когда в зависимости от ситуации избиратели имеют неравное число голосов.

Также противоречат куриальные выборы, когда избирателей делят на курии по определённому признаку, и каждая курия имеет определённое число мандатов.

Принцип прямого избирательного права не закрепляется на международном уровне. Есть ещё косвенные, когда избиратели формируют коллегию выборщиков а те уже избирают, а есть многоступенчатые, когда избиратели избирают низший в иерархии орган, а он уже избирает следующий в иерархии орган.

ПРИНЦИП ТАЙНОГО ГОЛОСОВАНИЯ.

Отсутствие контроля за избирателями до во время и после голосования. Это помогает им осуществить свою волю без давления.

Для тайности у нас кабинки и особый порядок голосования чтоб все бюллетени были обезличены. Запрещаются пометки на бюллетене, которые говорят о личности избирателя.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ И ПЕРИОДИЧНОЧТЬ ВЫБОРОВ.

Обязательность означает, что выборы это единственный законный способ формирования представительных и законодательных органов.

Органы не вправе уклоняться от проведения выборов, отменять назначенные выборы или переносить их на более поздние сроки. Итоги выборов обязательны для исполнения органами МСУ, органами государства и должностными лицами.

Принцип периодичности выборов обусловлен временными ограничениями периодов работы выборных лиц и органов. Это во первых даёт постоянство деятельности органов и долж. лиц, а во вторых помогает избежать злоупотреблений за счёт сменяемости лиц. Также там антиузурпация, законность и справедливость в обществе и т.п.

ГЛАСНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ ВЫБОРОВ. АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ВЫБОРОВ.

Цель – возможность общественного контроля за подготовкой и проведением выборов.

Открытость и гласность обеспечивается для всех участников избирательного процесса – кандидатов, избирателей, избирательных объединений и блоков.

Институты для обеспечения гласности – институт наблюдателей, которые следят за легитимностью проведения выборов. Предусмотрена периодическая публикация отчётов по расходам избирательных фондов, публикация результатов выборов полных со всеми протоколами.