Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 77

Закон обладает особой юридической силой и всеобщностью. Всё что ниже – должно ему соответствовать.

Закон должен соответствовать реальным общественным отношениям.

К закону применяются высокие требования юридической техники. Он должен быть простым понятным и лаконичным, чтобы не было простора для его двоякой интерпретации.

Законы по силе делятся:

1.  Конституцию или основной закон

2.  Конституционные или органические законы

3.  Обыкновенные законы.

ФКЗ имеет особый порядок – 2\3 ГД, 3\4 СФ, в течение 14 дней подписывается президентом.

Обыкновенные законы это текущее законодательство – они должны соответствовать ФКЗ и конституции. Именно это и обеспечивает КС.

По субъектам делятся на законы субъектов и законы федерации. Также есть деление законов по отраслям. Например гражданские, уголовные и иные. Есть межотраслевые типа закона о предпринимательской деятельности.

Ещё есть постановления палат. Особый вид актов ФС. Они являются правоприменительными актами, но например постановление которое утверждает регламент носит нормативный характер, хоть и для ограниченного круга лиц.

Есть ещё заявления и обращения. Они не нормативные акты и принимаются простым большинством.

Федеральный законодательный процесс

Законодательная инициатива. Рассмотрение проекта закона в Государственной Думе и одобрение принятого закона Советом Федерации. Обнародование закона Президентом. Право вето. Порядок опубликования и вступления в силу законов

Регламентируется регламентами палат ФС.

Стадии:

·  Инициатива

·  Рассмотрение, обсуждение, принятие закона в ГД

·  Одобрение СФ

·  Промульгации президентом

·  Опубликование и вступление в силу.

Есть специальный круг субъектов инициативы:

·  Президент

·  Правительство

·  Группы депутатов и депутаты отдельно

·  Палаты комитеты и комиссии

·  Органы и учреждения примыкающие к парламенту

·  Религиозные и иные общественные объединения

·  Группы избирателей.

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПРИНАДЛЕЖИТ:

·  Президенту

·  СФ

·  Членам СФ

·  Депутатам ГД

·  Правительству

·  Законодательным органам субъектов

·  Также высшим судам по вопросам ведения

Сначала в ГД вносится, причём если нужны на него расходы из бюджета, то даётся заключение правительства.

Обсуждение идёт в комитетах и комиссиях и на пленарных заседаниях. В три чтения. Первое – ответ на два вопроса – нужен ли он вообще и может ли то что он предлагает реально работать. Во втором чтении по существу рассматривается он и голосуются поправки. В третьем всё вместе уже готовое причём без новых поправок кроме редакционных.

Можно голосовать открыто и тайно, по частям проекта или по нему в целом. Простое большинство. После принятия передаётся через 5 дней в СФ. Он тоже простым большинством. Если в течение 14 дней не рассмотрят в СФ то тоже одобрен считается. Если отклонят можно согласительные комиссии создавать. Если ГД не согласна с решением СФ, то ГД может преодолеть противоречие.

Обязательно рассматриваются в СФ:

·  Федерального бюджета

·  Налогов и сборов

·  Денежного валютного финансового регулирования и эмиссии

·  Ратификации и денонсации межд. договоров

·  Статуса и защиты государственной границы

·  Войны и мира

Промульгация – сущность есть официальное представление и заверение закона

Право вето есть. Но оно преодолевается после повторного рассмотрения по 2\3 от ГД и СФ.

ФКЗ и ФЗ подлежат опубликованию в течение 7 дней после подписания президентом.

Акты палат публикуются не позднее 10 дней.

Места публикации – парламентская газета, российская газета и собрание законодательства.

Акты вступают в силу после 10 дней со дня опубликования, если в самом акте иное не предусмотрено.

Взаимодействие палат Федерального Собрания с Президентом и Правительством. Контрольные полномочия федерального парламента. Парламентские запросы. Парламентские расследования

Взаимодействие правительства и ФС.