Закон обладает особой юридической силой и всеобщностью. Всё что ниже – должно ему соответствовать.
Закон должен соответствовать реальным общественным отношениям.
К закону применяются высокие требования юридической техники. Он должен быть простым понятным и лаконичным, чтобы не было простора для его двоякой интерпретации.
Законы по силе делятся:
1. Конституцию или основной закон
2. Конституционные или органические законы
3. Обыкновенные законы.
ФКЗ имеет особый порядок – 2\3 ГД, 3\4 СФ, в течение 14 дней подписывается президентом.
Обыкновенные законы это текущее законодательство – они должны соответствовать ФКЗ и конституции. Именно это и обеспечивает КС.
По субъектам делятся на законы субъектов и законы федерации. Также есть деление законов по отраслям. Например гражданские, уголовные и иные. Есть межотраслевые типа закона о предпринимательской деятельности.
Ещё есть постановления палат. Особый вид актов ФС. Они являются правоприменительными актами, но например постановление которое утверждает регламент носит нормативный характер, хоть и для ограниченного круга лиц.
Есть ещё заявления и обращения. Они не нормативные акты и принимаются простым большинством.
Федеральный законодательный процесс
Законодательная инициатива. Рассмотрение проекта закона в Государственной Думе и одобрение принятого закона Советом Федерации. Обнародование закона Президентом. Право вето. Порядок опубликования и вступления в силу законов
Регламентируется регламентами палат ФС.
Стадии:
· Инициатива
· Рассмотрение, обсуждение, принятие закона в ГД
· Одобрение СФ
· Промульгации президентом
· Опубликование и вступление в силу.
Есть специальный круг субъектов инициативы:
· Президент
· Правительство
· Группы депутатов и депутаты отдельно
· Палаты комитеты и комиссии
· Органы и учреждения примыкающие к парламенту
· Религиозные и иные общественные объединения
· Группы избирателей.
ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПРИНАДЛЕЖИТ:
· Президенту
· СФ
· Членам СФ
· Депутатам ГД
· Правительству
· Законодательным органам субъектов
· Также высшим судам по вопросам ведения
Сначала в ГД вносится, причём если нужны на него расходы из бюджета, то даётся заключение правительства.
Обсуждение идёт в комитетах и комиссиях и на пленарных заседаниях. В три чтения. Первое – ответ на два вопроса – нужен ли он вообще и может ли то что он предлагает реально работать. Во втором чтении по существу рассматривается он и голосуются поправки. В третьем всё вместе уже готовое причём без новых поправок кроме редакционных.
Можно голосовать открыто и тайно, по частям проекта или по нему в целом. Простое большинство. После принятия передаётся через 5 дней в СФ. Он тоже простым большинством. Если в течение 14 дней не рассмотрят в СФ то тоже одобрен считается. Если отклонят можно согласительные комиссии создавать. Если ГД не согласна с решением СФ, то ГД может преодолеть противоречие.
Обязательно рассматриваются в СФ:
· Федерального бюджета
· Налогов и сборов
· Денежного валютного финансового регулирования и эмиссии
· Ратификации и денонсации межд. договоров
· Статуса и защиты государственной границы
· Войны и мира
Промульгация – сущность есть официальное представление и заверение закона
Право вето есть. Но оно преодолевается после повторного рассмотрения по 2\3 от ГД и СФ.
ФКЗ и ФЗ подлежат опубликованию в течение 7 дней после подписания президентом.
Акты палат публикуются не позднее 10 дней.
Места публикации – парламентская газета, российская газета и собрание законодательства.
Акты вступают в силу после 10 дней со дня опубликования, если в самом акте иное не предусмотрено.
Взаимодействие палат Федерального Собрания с Президентом и Правительством. Контрольные полномочия федерального парламента. Парламентские запросы. Парламентские расследования
Взаимодействие правительства и ФС.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.