Оно или разрабатывает новый проект или старый подтверждает. Потом либо 2\3 его принимает, либо референдум по принятию его.
Правила этого референдума – пришло более половины и более половины за него проголосовало.
Поправки – как ФКЗ только с одобрением 2\3 представительных органов субъектов федерации.
Федеральном законе от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».
В статью 65 вносятся изменения именно а не поправки. Это надо отличать. Вносятся они указом президента РФ, на основании ФКЗ о принятии в состав нового субъекта или изменении статуса старого.
Это ядро охраны конституции.
Особая функция специально уполномоченных государственных органов, определённым образом включённых в систему разделения властей, по обеспечению соответствия конституции иных нормативно правовых актов.
Виды:
1. Конституционный надзор – контроль за соответствием законов и их проектов конституции, с последующим обращением с представлением или заключением в соответствующий орган.
2. Судебный конституционный контроль – он же конституционная юстиция или конституционное правосудие. Рассмотрение специальной категории дел конституционного характера и принятие окончательного решения о том, конституционен акт или нет (то же для процедур и действий должностных лиц). Тут даже не обязателен отдельный орган конституционной юстиции.
Две модели СКК:
· Осуществляемая судами общей юрисдикции и прежде всего верховным судом. Американская модель.
· Специальный судебный орган (европейская модель)
Модификация европейского – наличие квазисудебного органа.
Есть предварительный и последующий СКК. Есть мнение что при предварительном контроле нарушается принцип разделения властей и СКК подменяет собою парламент.
По форме и способу бывает абстрактный и конкретный.
Абстрактный вообще, а конкретный в связи с каким то делом. Конкретный только последующий.
Также делится:
· По содержанию КК: проверка конституционности процедуры, проверка конституционности нормы (формальный и материальный).
· По степени обязательности проведения КК: факультативный (если есть инициатива), обязательный (должна быть инициатива).
· Способ организации органов конституционного контроля: централизованный и децентрализованный (один в центре или на местах).
У нас европейская модель
Также из-за федерализма у нас есть местные конституционные (уставные) суда субъектов федерации. Они проверяют соответствие уставам и конституциям субъектов.
У нас абстрактный нормоконтроль, конкретный нормоконтроль и разрешение споров о компетенции.
Абстрактный – когда акт который нужно проверить указан в конституции. На федеральном уровне: ФЗ, акты президента, палат, правительства.
На уровне субъектов: уставы, конституции, законы, и иные нормативно-правовые акты.
Также внутригосударственные договоры и не вступившие в силу договоры РФ.
Поводом для разрешения дела о соответствии Конституции РФ в рамках абстрактного нормоконтроля является запрос одного из следующих субъектов: Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Разрешение споров о компетенции – более чёткое понимание полномочий отдельных органов.
Три вида споров – между федеральными органами, между федеральными и органами субъектов, между органами субъектов (только высшие).
Повод это обращение соответствующего органа с ходатайством после проведения согласительных процедур.
Решения окончательны и обязательны. Акты признанные неконституционными утрачивают силу, а договоры не вступившие в силу не ратифицируются.
Основы конституционного строя РФ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.