Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 53

Государственный язык республик может быть предусмотрен при среднем образовании как государственный язык, однако это нельзя делать в ущерб изучению русского языка.

Граждане, которые не владеют государственным языком республики или РФ могут выступать на том языке, которым они владеют. При необходимости обеспечивается перевод.

Граждане имеют право обращаться в государственные органы на любом языке, которым они владеют.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ и формы его реализации

Федеративное устройство в РФ основано на разграничении полномочий между субъектами и федерацией.

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНЬЯ РФ И СУБЪЕКТОВ.

под предметами ведения принято понимать задачи, вопросы, сферы общественных отношений, в которых органы публичной власти соответствующего уровня реализуют свои полномочия, т.е. компетенцию.

Поэтому предметы рассматриваются как элемент конституционно-правового статуса РФ и субъектов.

Предметы ведения определены конституцией. При этом она разграничивает:

·  Предметы ведения исключительно РФ ст.71

·  Предметы совместного ведения РФ и субъектов ст.72

·  Предметы исключительного ведения субъектов ст.73

Иное разграничение не допускается. При этом нужно ещё разграничить полномочия по данным предметам ведения.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ДАННЫМ ПРЕДМЕТАМ ВЕДЕНИЯ:

Полномочия, в отличие от предметов ведения, представляют собой права и обязанности, реализуемые органами государственной власти соответствующего уровня публичной власти, в соответствующих сферах (предметах ведения).

Полномочия по функциональному критерию а не по отраслевому, ка предметы ведения:

·  Регулятивные

·  Исполнительные

·  Контрольные

Конституционная концепция исходит из того, что полномочия по исключительному ведению изначально принадлежат тому или иному субъекту и не могут быть перераспределены.

Осуществление полномочий по предметам исключительного ведения РФ не может зависеть от решений субъектов федерации.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ ЧАСТИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ПРЕДМЕТАМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ВЕДЕНИЯ.

Это делается в форме соглашения. Можно передать как с федерального уровня на региональный так и наоборот, если это не противоречит конституции и федеральным законам.

Но нужно соблюдать следующие правила:

1.  Передаваемая часть полномочий не должна полностью выхолащивать предмет ведения и не может относиться к исключительным полномочиям данного органа

2.  Нужно соблюдать конституцию РФ, конституцию республик и ФЗ

3.  Можно передавать только исполнительные полномочия и субъекты договора только исполнительные органы. Можно передать контрольные и правотворческие полномочия только в связи с исполнительными

4.  Ответственность перед внешними субъектами продолжает нести субъект в предмет ведения которого они входят. Финансирование осуществления переданных полномочий также производится за счёт субъекта, в чей предмет ведения они входят.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ РФ И СУБЪЕКТОВ

Особое внимание уделяется разграничению осуществления полномочий по всем трём предметам ведения.

По предметам ведения РФ принимаются ФЗ, ФКЗ и иные НПА имеющие прямое действие на всей территории РФ.

По совместному ведению принимаются ФЗ и в соответствии с ними законы субъектов РФ и иные правовые акты субъектов. Причём акты субъектов не могут противоречить ФЗ.

По собственным предметам ведения субъекты принимают законы и иные акты. По данным вопросам федеральные акты не издаются. А если и издаются и вторгаются в сферу исключительного ведения РФ то такие коллизии следует решать с учётом принципа приоритета закона субъекта.

Чаще всего предмет регулирования закона это перекрещивание нескольких предметов ведения.  Поэтому невозможно выделить чистые сфер собственного ведения субъектов РФ.

Также остаются вопросы в соотношении нормативных актов РФ и субъектов по вопросам совместного ведения.