Автономия в отличие от субъекта федерации не участвует в формировании федеральных органов власти и решении государственных вопросов.
Ященко – федерализм – создание коллективной власти, а автономия – сохранение своей собственной.
Автономии делятся на территориальные и национально –культурные. В РФ нет автономий. У нас автономные округа обладают статусом субъекта федерации.
Национально-культурная автономия, как определяет Федеральный закон от 17 июня 1996г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», это - форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Федерации по способу создания делятся на конституционные и договорно-конституционные.
Те которые с договором – это созданные суверенными государствами на основе международного договора и впоследствии принявшие конституцию. Это например СССР. А конституционная федерация это РФ. КС отметил, что у нас объединение по волеизъявлению народа, а не субъектов. Тем самым народ реализовал принцип равноправия и самоопределения народов.
Также федерации делятся по тому, какой признак положен в основу формирования субъектов – территориальный или национальный. Второй случай – формирование на основе этнического или национально-лингвистического принципа, реже религиозного. Это решение национального вопроса путём создания федерации.
А федерации по территориальному признаку более устойчивы. Это либо государства с большим смешением народов в населении или моноэтнические государства. Есть по этому признаку смешанные федерации.
По принципу соотношения полномочий центральной власти и власти органов субъектов – это кооперационные и дуалистические. В дуалистических полномочия строго разграничены и смешения никакого нету. В кооперационных есть принцип интеграции усилий власти разных уровней для лучшего осуществления государственных функций. Там центральная власть создаёт особые органы действующие в интересах как федерации в целом, так и отдельных субъектов. Это например РФ.
В зависимости от статуса субъектов федерации делят на симметричные и ассиметричные. Территориальное деление не для политического характера а для более эффективного осуществления государственной власти. Федеральные органы и органы субъектов создают свое отделения в каждом из таких образований. Административное деление привязано к местному самоуправлению. Но это не субъекты власти а призваны решать вопросы местного значения. Есть ещё территориальные единицы типа заповедником и тому подобного.
Империя Российская была унитарным государством. Но типа есть мнение что она никогда не была ни федерация ни уния.
Во второй половине 1990-го автономные области и автономные республики провозглашали собственный суверенитет. СНД РСФСР внёс поправки в конституцию. Эти все субъекты стали именно субъектами в составе РСФСР.
Руководство СССР готовило федеративный договор, но он так и не был подписан.
31 марта 1992 года был подписан федеративный договор содержавший три договора: Договор между федеральными органами власти и органами власти суверенных республик в составе РСФСР, Договор между федеральными органами власти и органами власти краев и областей, а также Договор между федеральными органами власти и автономной областью и автономными округами.
Этот договор разграничил предметы ведения и дал наиболее широкие полномочия республикам разрешив им даже самостоятельно выступать в международных отношениях. Чечня и Татарстан не подписали договор. Башкортостан подписал с оговорками. А с Чечнёй и Татарстаном потом отдельные договоры подписали.
После принятия конституции КС признал что все НПА, включая федеративный договор действуют только в той части, в которой не противоречат конституции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.