Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 58

Статус субъектов определяется федеральной и региональной конституцией или уставом. Статус автономного округа или автономной области может быть установлен ФЗ, если законодательный орган субъекта сам об этом попросит, но прецедентов не было.

Региональные конституции и уставы не могут противоречить федеральной конституции.

Есть 6 типов субъектов. В статусе у них есть общая черты и специальная черта для каждого субъекта.

Общие черты:

1.  Равноправие субъектов по отношению с федеральными органами и между собой. Во первых, за ними в конституции закреплены одни и те же предметы ведения и полномочия, независимо от статуса субъекта. Порядок заключения договора о разграничении полномочий особый: подписание президентов и высшим должностным лицом субъекта, он одобряется постановлением законодательного органа субъекта и утверждается ФЗ. Из-за того, что нужен ФЗ, получается что играет роль СФ и получается что при заключении договора субъект в СФ должен получить одобрение большинства субъектов. Снижение значения договора подчёркивает не договорный а конституционный тип федерации в РФ.

Также у них равные права и полномочия в разных сферах общественной жизни. Например право устанавливать собственные налоги и порядок их установления для всех субъектов одинаков.

Все субъекты федерации именно по два члена делегируют в СФ не больше.

Полномочия СФ очень широки: одобрение ФЗ, право законодательной инициативы, утверждение изменения границ между субъектами, утверждение указов президента о введении чрезвычайного и военного положения, назначение на высшие государственные должности (судьи, генпрокурор). Это позволяет говорить о подлинной федеративности. Так же формируется Государственный Совет РФ. В него входят высшие должностные лица всех субъектов.

2.  Самостоятельное образование субъектами органов государственной власти. При этом обязательно надо соблюдать принцип разделения властей. Всегда должен быть единый представительный законодательный орган. Но его структуру (1-2 палаты), кол-во депутатов, название, срок его полномочий (не более 5 лет), и регламент субъект сам принимает.

3.  Собственная территория субъектов РФ и обязанность согласия субъектов на изменение территории между ними. Для изменения территории нужно взаимное решение заинтересованных субъектов. СФ утверждает изменение границ. Субъекты имеют только сухопутную территорию по конституции. Ни воды ни воздух ни шельф к ней не относятся. Это территория самой федерации только.

4.  Права субъектов РФ в законодательном процессе на федеральном уровне. Представительные органы субъектов обладают правом законодательной инициативы. Субъект не просто представляет проект, а данный проект обязателен к рассмотрению гос. думой и субъект может вносить поправки в данный законопроект. В соответствии с регламентом ГД все стадии прохождения законопроекта освещаются перед субъектом законодательной инициативы в том числе перед представительным органом субъекта.

ФЗ по предметам совместного ведения обязательно согласовываются с представительным и высшим исполнительным органом субъекта. После внесения проекта в гос. думу они направляются органам субъектов, чтоб те в 30-дневный срок дали по ним отзыв.  Если более 1\3 субъектов против, то по решению ГД создаётся согласительная комиссия. За это только если оба органа за, и против то же самое, а если мнения органов одного субъекта разошлись, то считается что субъект не дал отзыв. После принятия в первом чтении ГД проекта он направляется в органы субъектов, чтоб в 30-дневный срок они внесли поправки. До 30 дней второе чтение не проводится.

5.  Право на внесении предложений о поправках и пересмотре конституции и участии в принятии поправок и пересмотре конституции.  Это право принадлежит законодательным органам субъектов.  Но при этом источник суверенитета государства и принятие конституции не субъекты а народ. Либо принимается конституция на Конституционном Собрании либо на референдуме.

ФКЗ о поправках вступает в силу только после одобрения 2\3 представительных органов субъектов.