Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 59

Право обращения субъекта в конституционный суд. Не только по поводу проверки конституционности но и по спорам о компетенции с федеральными органами и запросы на толкование конституции.  Это процессуальная гарантия соблюдения их конституционно-правового статуса.

Право на инициирование объединения с другими субъектами. Правовой статус субъекта может быть изменён только по взаимному согласию субъекта и РФ. В ФКЗ №6 написано, что субъекты можно образовать путём объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. При этом старые субъекты утрачивают К-П статус, а новые его приобретают. Инициатива принадлежит субъектам, на территории которых образуется новый субъект. Органы власти высшие субъектов совместно направляют предложение президенту, а он уведомляет высшие органы РФ и с ними консультируется. После получения президентской поддержки в каждом субъекте назначается референдум, и если всё ок, то издаётся ФКЗ об образовании нового субъекта. Опять подчёркивается не договорный а конституционный характер федерации. Реально решение об образовании субъекта выносится федерацией при издании ФКЗ.

Право на изменение своего наименования. Субъект сам меняет название без чьего либо согласия. Потому что это не затрагивает его к-п права и обязанности. Он уведомляет президента и тот вносит в ст.65 указом изменения. Это процедурный вопрос. Законодательный орган субъекта решает вопрос о названии.

ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ НЕКОТОРЫХ СУБЪЕКТОВ:

Республики – именуются в конституции государствами (они пытались объявить себя суверенными, но суверенитет у РФ в целом, точно так же как суверенитет у народа в целом, а не у одной его части конкретно), у них собственная столица, язык, государственные символы, также у них свои конституции.

Статус субъекта основан на его конституции или уставе, который принимается представительным органом, а автономные области и округа могут просить федерацию принять по поводу них ФЗ, но такого не было ещё.

Сложность нашего федеративного устройства, что 9 из 10 авт. округов являются не только самостоятельными субъектами, но и входят в состав других субъектов. Их отношения регулируются законами и договорами между органами власти этих субъектов.

Кстати, ещё субъект в одностороннем порядке не может выйти, потому что придётся менять ст.65 конституции, а это дело федерации. Юриспруденция хуле.

Свободные выборы как способ формирования органов власти в Российской Федерации.

Избирательное право как подотрасль конституционного права: предмет регулирования, основные понятия, источники правовых норм. Разграничение полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере правового регулирования свободных выборов. Субъективное избирательное право: право избирать и быть избранным

Нормы о избирательном праве относят к подотрасли КП а иногда даже к отдельной отрасли.

Потому что есть собственный предмет и метод. Предмет это общественные отношения по подготовке и проведению выборов. Субъекты это граждане и их объединения а также гос. органы. Метод это совокупность методов: императивное закрепления прав и обязанностей сторон, обязательное возникновение отношений с определённой периодичностью, специфические санкции, добровольная реализация некоторыми субъектами принадлежащих им субъективных прав.

У избирательного права собственная система нормативных источников. ФЗ №67, межд. акты с принципами избирательного права, ФЗ и законы субъектов, регламентирующие разные уровни выборов в разные органы.

Нет деления на общую и особенную часть, но это есть в доктрине некоторых учёных.

Есть собственный понятийный аппарат:

·  Выборы

·  Предвыборная агитация

·  Голосование

·  Избирательная кампания

·  Избирательная система

·  Избирательное объединение

·  Избирательное право

Принципы избирательного права: принципы реализации избирательных прав или принципы участия в выборах

Можно их условно разделить на принципы реализации прав и принципы организации и проведения выборов.

Это сущностная черта народовластия и демократического государства.