· федеративное устройство, охватывающее принципы равноправия субъектов РФ и различия в их статусе; государственной целостности; единства системы государственной власти; самостоятельности субъектов РФ при формировании собственных органов государственной власти; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; равноправия и самоопределения народов в РФ (ч.1 ст.1, ст.5, ст.11 Конституции РФ);
· государственный суверенитет и территориальная целостность РФ (ч.1 и ч.3 ст.4 Конституции РФ);
· разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ)
НО – особое место занимает народный суверенитет, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, правовая государственность.
Потому что они определяют и организацию государственной власти и отношения личность общество государство.
Есть три аспекта суверенитета – государственный, национальный и народный. Народный главнее всех.
В нашей конституции идея народовластия отражена следующим образом:
1. Многонациональный народ Российской Федерации — единая социальная общность, совокупность граждан, «соединенных общей судьбой на своей земле» (преамбула Конституции РФ), коллективный субъект конституционных правоотношений — носитель суверенитета и единственный источник всякой публичной власти — как государственной, так и местного самоуправления (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ). Государственный суверенитет, государственная власть производны от народного суверенитета.
НО при этом народ не тупо отдельно. Он собрание индивидов, чьи права и свободы признаются высшей ценностью. И отсюда идёт потребность в создании гражданского общества. Общества где есть потребность и возможность влияния народа власть и участия в управлении государством через институты и организации.
2. Будучи источником власти, народ выступает в качестве участника властеотношений и осуществляет свою власть двумя основными способами — непосредственно (непосредственная (прямая) демократия) или через органы народного представительства — органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия) (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).
3. Прямое народовластие реализуется через различные формы осуществления власти и участия граждан в сфере политики, в формировании и реализации государственной власти и местного самоуправления.
Высшим проявлением прямого народовластия провозглашаются референдум и свободные выборы. Они рулят не только потому что особая процедура и особая значимость вопросов, но и потому что их решения сразу вступают в силу без какого либо дополнительного одобрения какого то органа государства.
Свободные выборы помогают формировать представительные органы на основе интереса большинства с учётом интереса меньшинства (пропорциональная система).
Выборы – прямое волеизъявление граждан в соответствии с законом помогающее формировать органы гос. власти, муниципальные органы или наделять полномочиями должностных лиц.
Решение принятое на референдуме сразу вступает в силу, а если для его реализации нужен закон или иной акт, то соответствующий орган в 15 дневный срок устанавливает срок (не более 3 месяцев) для подготовки и принятия этого закона.
Это не исчерпывающий перечень прямого волеизъявления. В основном он реализуется на нижнем уровне власти (МСУ).
Закон №131 называет муниципальные выборы и местный референдум. Но есть ещё
· отзыв депутат из органа местного самоуправления,
· голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, изменения его статуса,
· сход граждан, в поселении где граждан обладающих избирательными правами не более 100 человек, для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий представительного органам местной власти,
· правотворческая инициатива граждан,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.