Теория общественного договора также внесла большой вклад, потому что рассматривала конституцию как тот самый общественный договор.
По Гоббсу основной закон это учредительный договор, в котором народ обязуется подчиняться власти.
По Локку в соответствии с таким договором каждый должен рассматривать волю большинства как проявление своей воли.
1787 году в США конституция была принята не случайно, потому что это продолжение античного и британского конституционализма. Прообразом её стали договоры меду колонистами о взаимопомощи и создании общин.
Потом каждый штат принял свои конституции и там только народ смог стать источником власти. И потом они все объединились и приняли единую конституцию.
Они закрепляли свободу, разделение властей, множество религий и всякую подобную херню.
Конституция принималась либо непосредственно законом либо учредительным органом – в этом её юридическая сила.
В Европе такого не было потому что были феодальные пережитки. Не было свободы и равенства социального. Но потом ебанула французская революция и дала толчок к развитию конституционализма в Европе.
Основные подходы, связанные с подходом правопонимания:
Формально юридическая теория – в ней определяются принципы, важнейшие правила организации и осуществления государственной власти.
Естественно-правовая теория – либо многовековой опыт народа, либо выражение суверенитета народа.
Социологическая теория – делится на лассальянский, марксистско-ленинский, компромиссный.
Лассальянский – сущность в соотношении политических сил в стране. Различал писанную и фактическую конституцию. Вторая определяет реальную жизнь страны, потому что для писанной конституции определяющим фактором являются общественные отношения. Конституционные вопросы – вопросы силы. Это значит, что реальные силы получают закрепление на бумаге в конституции. Действительную конституцию имеет всякая страна, ведь любая страна как то функционирует.
Марксистско-ленинский подход – действительное соотношение сил в классовой борьбе.
Компромиссный – наоборот совпадение интересов различных социальных групп.
Теологическая теория – конституция – идеи высшей справедливости. Там божественные предписания о том как нужно жить.
Либеральная теория – ограничение гос. власти в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
По порядку принятия:
Октроированные – дарованые сверху.
Демократические – принятые либо учредительным органом, либо референдумом.
По степени сложности изменения:
Гибкие и жёсткие
По форме выражения:
Писанные – т.е. в виде основного закона
Неписанные – т.е. в виде ординарных законов и судебных прецедентов.
По форме правления:
Монархические – закрепляющие монархическую форму
Республиканские
По форме территориального устройства:
Унитарные
Федеративные
По критерию соответствия конституционным отношениям:
Реальные – которые соответствуют
Фиктивные – которые не соответствуют
Переходные – нечто среднее
По сроку действия:
Постоянные
Срочные – связанные сроком или событием.
Основные социальные свойства конституции – легитимность, стабильность и реальность.
Легитимность - определяется возможностью народа воспринимать, понимать, ценить конституционные нормы, принципы, правила и формировать своё отношение к ним.
Легитимность связана с процессом принятия конституции. Должны быть публичные обсуждения проекты, а так же при составлении проекта должны учитываться интересы обширных социальных слоёв, оцениваться актуальность и социальная база закрепляемых правил.
Также определяется соблюдением законного порядка принятия.
Особые условия нужны – не допускается принятие в условиях военного или чрезвычайного положения, или государственного переворота.
Может быть легитимация конституции и в ходе её развития и применения. А сама легитимация помогает осуществить охрану и реализацию конституции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.