Разграничение подведомственности (какие дела подлежат) и подсудности (разграничение дел между судами) определяются процессуальным законодательством. Споры о подсудности между судами не допускаются.
Есть суды общей юрисдикции, арбитражные, а также конституционные и уставные суды. В систему судов не входят коммерческие третейские суды и межд. суды по защите прав.
Есть в каждом суде организационная структура. Она включает председателя и президиум, пленум, палаты и коллегии.
Правосудие осуществляется от лица всего суда коллегиально или единолично.
Есть в РФ судейское сообщество. Оно состоит из съездов и конференций судей, совета судей, квалификационный коллегий, а также судебного департамента при ВС.
Принципы осуществления правосудия:
· Равенство перед законом и судом
· Право на судебную защиту (включая право на обжалование и пересмотр дела вышестоящим судом в порядке апелляции и кассации, которая не распространяется на конституционную юстицию)
· Право на юридическую помощь
· Право на рассмотрение уголовного дела судом присяжных
· Презумпция невиновности
· Недопустимость доказательств полученных с нарушением закона
· Обязательность решений судов
· Гласность
· Открытость и устный характер производства
· Состязательность сторон
· Государственный язык судопроизводства
КК это ядро охраны конституции. У нас КК реализует КС РФ в рамках конституционного судопроизводства. Это европейская модель.
КС с одной стороны орган государственной власти а с другой орган судебный.
ФКЗ №1 о судебной системе и ФКЗ о конституционном суде.
Компетенция органов конституционной юстиции – конституционный нормоконтроль.
Основные направления в формах:
1. Абстрактный нормоконтроль
2. Конкретный нормоконтроль
3. Разрешение споров о компетенции
4. Толкование конституции
5. Проверка конституционности процедуры обвинения против президента
Отличия дел конституционного суда:
· Круг заявителей
· Повод для обращения
· Требования к допустимости обращения
· Объект конституционного контроля
· Основание рассмотрения дела
· Пределы проверки
· Характер итогового решения
В рамках абстрактного контроля он рассматривает две категории дел.
А) Дела о соответствии конституции актов органов государственной власти и договоров между ними.
В числе таких актов и договоров:
· Нормативные акты федерального уровня
· Нормативные акты субъекта
· Внутригосударственные договоры нормативного характера.
Б) Дела о соответствии конституции не вступивших в силу межд. договоров. Это предварительный контроль, потому что договор ещё не вступил в силу.
Они отличаются по объекта м и критерию допустимости обращения. По второй категории можно не только проверять если ктото считает его неконституционным, но и если он подлежит ратификации государственным органом также если например мы хотим принять в состав РФ иностранное государство или его часть и нужен межд. договор для этого и тогда нужно обязательно проконтролировать
Насчёт круга субъектов вопрос идёт перечень субъектов обращения исчерпывающий или нет. Так вот КС сам толкует расширительно, например сказал что генпрокурор может обращаться с запросами.
КС сказал, что можно разрешить абстрактный нормоконтроль судам общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в отношении актов имеющих силу ниже федерального закона всему что выше кроме конституции.
Но перечень таких судов и процедура может быть установлена ФКЗ. Также и КС может по заявлению прокурора в рамках административных отношений проверить закон субъекта на соответствие его ФЗ вне какого либо конкретного дела. Страница 318 УМК это важно блять!
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.