Характерные черты источников КП (общие с иными источниками иных отраслей):
1) Множественность – разнообразие предметов регулирования КП его причина.
2) Иерархичность – согласованность, иерархичность, соотношение актов различной юридической силы
3) Многоуровневость – распределение источников по уровням власти, на которых осуществляется их принятие.
4) Многомерность – невозможно выстроить иерархическую связь между разными источниками, поскольку они находятся в разных плоскостях. Например акты ФС и Правительства на федеральном уровне, или нормотворчество КС РФ.
Иные черты источников КП:
· Верховенство Конституции РФ и закона. Верховенство законов по отношению к другим источникам, но их соответствие Конституции.
Конституция устанавливает порядок вступления законов в силу, соотношения их с другими источниками, и соотношение законов разных уровней власти, а так же основные направления понимания влияния законов на права и свободы человека и гражданина.
· Включение общепризнанных принципов и норм международного права в правовую систему РФ. Приоритет международного договора над законом, но не над Конституцией.
· Двойственная роль нормативных указов Президента РФ. Указы подзаконного характера, и указы, восполняющие пробелы в законодательстве вплоть до вступления в законную силу ФЗ
· Нормативный договор, как дополнительная, нетрадиционная форма права.
Особые черты источников КП:
1) Особая роль Конституции РФ, а так же Конституций и уставов субъектов федерации как источников КП. Верховенство федеральной Конституции и её нормативная связь с конституциями и уставами субъектов
Конституция РФ — основной источник конституционного права, поскольку в ней, прежде всего, устанавливаются конституционно-правовые нормы, оформляющие важнейшие социальные, экономические и политические институты общества и являющиеся основополагающими для всех других источников конституционного права.
Конституции республик в составе Российской Федерации и уставы иных субъектов Российской Федерации в соответствии с принципом федеративного устройства России также являются учредительными по своей природе актами, определяющими конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Но они должны соответствовать федеральной Конституции. Такое соответствие в совместном ведении федерации и её субъектов.
Содержание конституции и её изменение это исключительное ведение субъекта федерации.
Обе конституции акты учредительные и поэтому находятся в органической связи. Текущие федеральные законы не должны нарушать этого единства. Поэтому при проверке конституций уставов субъество вопрос ставится не о ЗАКОННОСТИ, А О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ИХ.
Ещё особенность, то что в этих актах только конституционные нормы содержатся.
2) Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры тое специфичны.
Это обязательные нормы международного права, которые пользуются признанием мирового сообщества, иногда и без закрепления в каких либо конвенциях.
Общепризнанные принципы трактуются в этом случае как нормы. Эти принципы – императивные нормы международного права, признанными на международном уровне и отклонение от которых недопустимо.
НО в международном праве отсутствует акт, в котором бы исчерпывающе перечислялись все нормы такого характера.
Соответственно речь идет о нормах общего обычного права, источники которого перечислены в ст. 38 Статута Международного Суда ООН.
Они так же важны, потому что в них находят отражение общечеловеческие ценности и демократические стандарты. А Конституция определяет основы существования государства. Поэтому их согласование крайне важно. По Конституции – при противоречии международного договора и закона РФ применяются правила, установленные международным договором.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.