Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 5

ТО ЕСТЬ РЕШЕНИЯ КС МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ КАК ИСТОЧНИКИ КП

ТО ЖЕ САМОЕ можно сказать про решения конституционных уставных судов по вопросам их ведения и в рамках полномочий.

Разъяснения пленума ВС и ВАС РФ по аналогии тоже можно так же охарактеризовать.

Например постановление пленума ВС от 31. 10. 1995 по вопросам прямого применения конституции при рассмотрении дел судами.

8)  ОБЫЧАЙ КП наоборот утрачивает свою роль. Сложившееся в КП исторически общеобязательное правило, заменяющее с санкции государства его установления. Это связано с тем, что обычай источник больше частного права чем публичного

ИТОГО:

Источники КП – форма внешнего выражения его правовых норм.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ:

·  Особая роль Конституции, международных принципов и договоров, федеративных договоров и соглашений, ФКЗ, конституций и уставов субъектов федерации и уставов муниципальных образований.

·  Специфические источники права – декларации, акты законодательных органов, комиссий референдума и избиркомов.

·  Особая роль решений КС и конституционных, уставных судов субъектов РФ.

Конституционно-правовая ответственность

Есть мнение что КП ответственность, конституционная ответственность и государственно-правовая ответственность различны, но у нас они тождественны в учёбе, причём, такая точка зрения тоже есть

Носит исключительно карательный характер за ненадлежащее осуществление государственной и муниципальной власти.

Цель института ответственности – осуществление охранительной функции,

У КП ответственности есть все общие признаки юридической ответственности, но есть ОСОБЕННОСТИ:

·  Цель – охрана публичного интереса при осуществлении государственной и муниципальной власти

·  Субъект – орган гос. или муниципальной власти, или лицо замещающее соответствующую должность

·  Особый круг применения и специальный порядок применения КП санкций

·  Установлена в особых правовых формах: Конституции, ФКЗ, ФЗ, уставе или конституции субъекта, законе субъекта, уставе муниципального образования.

·  Основание КП ответственности это КП нарушение.

Элементы состава КП нарушения это субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

Объект – общественные отношения возникающие по поводу осуществления государственной и муниципальной власти.

Объективная сторона – противоправное деяние, его общественно опасные последствия и причинно-следственная связь между ними. (варианты: неприменение нормы КП, неверное применение нормы КП, нарушение нормы КП)

Субъекты – органы муниципальной или государственной власти, лица замещающие государственные или муниципальные должности.

Субъективная сторона – наличие вины, мотив и цель.

Примеры: совершение Президентом государственной измены и иного тяжкого преступления против государства. Непринятие мер законодательным или представительным органом по изменению закона, признанного неконституционным. Переход депутата избранного по партийным спискам в другую партию.

Конституционно-правовые санкции.

КП санкции это меры КП ответственности.

Влечёт за собой лишение субъекта правонарушения государственной и муниципальной власти.

Действующие санкции – досрочное прекращение полномочий лица, роспуск представительных органов.

Меры принуждения не влекущие лишения власти не являются санкциями.

Есть меры КП принуждения, направленные на пресечение КП нарушения. Например предупреждение.

Меры политической ответственности не то же самое что КП санкции. Например отставка Правительства не связана с его правонарушениями, а с политической идеей главы государства.

Наука конституционного права

Относится к отраслевым публично-правовым наукам.

Наряду с теорией права и государства и частно-правовыми науками, а также прикладными юридическими науками составляют теоритическую часть юриспруденции.

Предмет научного исследования это публичная власть, публичное управление, а также правила поведения, регулирующие общественные отношения в области организации и реализации публичной власти и управления.