Теория и технология литейного производства: Учебное пособие, страница 88

мелкие художественные отливки: детские игрушки, пе­пельницы, детали чернильных приборов и др.;

тонкостенные художественные отливки со сложной поверх­ностью (ажурные отливки): тарелки, вазы, шкатулки, барельефы, цепочки и др.;

мелкие и средние художественные отливки сложной формы: настольные бюсты, статуэтки и др.;

крупные скульптурные отливки: статуи, памятники, скульптурные группы;

архитектурно-художественные отливки: садовые решетки, колонны и другие части архитектурных сооружений.

Получение отливок каждой из указанных групп имеет свои особенности. В связи с этим рассмотрим некоторые технологиче­ские приемы изготовления литейных форм характерных художе­ственных отливок.

Например, для получения в литейной форме хорошего от­печатка ажурной модели смесь должна быть прочной и пластич­ной. Для этого в составе смеси необходимо использовать мелкий песок с величиной зерна 0,05-0,063 мм, а также 10-12% глины, что при влажности 4,5-5,0% дает возможность получать проч­ность смеси при сжатии 0,03-0,035 МПа. Литейные формы ажур­ных отливок следует уплотнять так, чтобы отпечаток поверхности модели был четким. С этой целью формы ажурных отливок изго­тавливают с применением при формовке операции подчеканки, которая заключается в том, что после извлечения модели полость формы припыливают древесноугольным порошком, после чего тщательно очищенную модель укладывают обратно в полуформу, что увеличивает ясность отпечатка. Полученные полуформы под­вергают кратковременной сушке коптящим пламенем ацетилено­вых горелок в течение 120-180 с. При такой сушке с поверхности формы удаляется излишек влаги, увеличивается газопроницае­мость и прочность небольших выступов, образующих ажур. По­добный процесс подсушки форм при получении художественных отливок носит название «подкапчивание», так как на стенках
осаждается тонкий слой копоти, которая обеспечивает улучшение качества поверхности отливок и придание им своеобразного оттенка.

В целом порядок операций формовки ажурных моделей аналогичен тому, как это осуществляется при ручной формовке в двух опоках.





Л






К «