Теория и технология литейного производства: Учебное пособие, страница 141




#


Рис.6.7. Вески стержней: а — для проволочных каркасов; б — для литых каркасов; в — с креплением проволокой; г — с креплением сваркой; д — в литом каркасе

Изготовление весок складывается из следующих основных операций:

подготовки прутковой заготовки, гибки петель, гибки кон­цов вески и насечки на них рисок для более прочного соединения вески с основанием литого каркаса.

Крепление весок к каркасам осуществляют тонкой проволо­кой, сваркой или заливкой концов весок в литые каркасы. Диа­
метр крепежной проволоки, число витков, а также размеры эле­ментов крепления весок сваркой или заливкой к литым каркасам определяют по соответствующим нормалям. В настоящее время применяют вески из тонкой проволоки иди гибкие пластмассовые вески, выступающие за рабочую поверхность стержня. После ус­тановки стержней в форму такие вески отрезают, а это место за­делывают стержневой смесью.

При установке каркаса в стержневой ящик необходимо придерживаться следующих основных положений. Во-первых, нельзя располагать каркасы слишком близко к поверхности стержня или на его поверхности, так как это может привести к привариванию каркаса к отливке, а также образованию в ней га­зовых дефектов и горячих трещин. Поэтому, как показал прак­тический опыт, расстояние от проволочного каркаса до повер­хности стержня должно быть не менее 5-10 мм, а литого — 20- 35 мм в зависимости от габаритных размеров стержня. Во- вторых, нужно иметь в виду то, что если в стержень ставят один каркас, то его следует располагать в центре стержня, а несколько каркасов — равномерно по сечению. В стержни с изогнутой осью лучше укладывать несколько тонких каркасов вместо одного тол­стого, чтобы облегчить удаление их из отливки.

Использование каркасов следует применять только в тех случаях, когда невозможно другими способами обеспечить тре­буемую манипуляторную прочность стержней. Однако применяе­мые в настоящее время в массовом производстве отливок песчано- смоляные смеси дают возможность в большинстве случаев дости­гать высоких прочностных показателей, что позволяет отказаться от использования каркасов стержней и повысить тем самым эф­фективность работы всего стержневого отделения.

Вентиляционная система стержней необходима для обеспече­ния вывода газов из стержня в период заливки формы, кристалли­зации и остывания отливки. Для достижения этой цели в теле стержня выполняют специальные вентиляционные каналы, кото­рые пронизывают все тело стержня и имеют направленный вывод газов в знаковые части. В зависимости от конструкции стержня вентиляционные каналы выполняют различными способами.

Например, в стержнях небольших размеров простой конфи­гурации газоотводные каналы оформляют иглой 1 (рис.6.8, а). Этот способ целесообразно применять в том случае, когда стерж­невой ящик набивают смесью со стороны стержневого знака или если стержень разъемный и набивку осуществляют со стороны плоскости разъема. При этом вентиляционные каналы не должны доходить на 10-20 мм до рабочей поверхности стержня.

16 Зак 2456

Рис.6.8. Способы выполнения вентиляционных каналов


В крупносерийном и массовом производстве вентиляцион­ные каналы в стержнях выполняют с помощью шомполов (рис.6.8, б), вставляемых в отверстия стенки ящика. Перед из­влечением стержня из ящика шомпол из него вынимают. Если канал выходит на рабочую поверхность стержня, то выход канала тщательно заделывают стержневой смесью или вспомогательным стержнем.