БЮРО ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПЕДФАКЕ МГУ
Л. С. ВЫГОТСКИЙ.
ПЕДОЛОГИЯ ПОДРОСТКА.
ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ.
ИЗДАНИЕ БЮРО ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ МГУ.
МОСКВА 1980 г.
Оглавление.
Задание № 1. ГЛАВА I. 2
ПОНЯТИЕ О ПЕДОЛОГИИ. 2
Содержание задания. 2
План проработки задания. 2
Необязательная литература для углубленной проработки вопроса. 12
3адание № 2. ГЛАВА II. 13
МЕТОДЫ ПЕДОЛОГИИ. 13
Содержание задания. 13
План проработки задания. 13
Необязательная литература для углубленной проработки вопроса. 24
Темы для контрольных работ к заданиям №№ 1 и 2. 24
Задание № 3. 25
ГЛАВА III. КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВНЫХ ЭПОХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ. 25
Содержание задания. 25
План проработки задания. 25
Необязательная литература для углубленной проработки вопроса: 35
Задание № 4. 37
ГЛАВА IV. Обзор ГЛАВНЕЙШИХ ТЕОРИЙ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА. 37
Содержание задания. 37
План проработки задания. 37
Необязательная литература для углубленной проработки вопроса. 47
Задание №5. 48
ГЛАВА V. ОБЩИЙ ОЧЕРК ПЕРЕХОДНОГО возраста. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА. 48
Содержание задания. 48
План проработки задания. 48
Общий очерк переходного возраста. 48
Анатомо-физиологические особенности подростка. 55
Необязательная литература для углубленной проработки задания. 68
Задание № 6. 69
ГЛАВА VI. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ. 69
Содержание задания. 69
План проработки задания. 69
Необязательная литература для углубленной проработки задания. 80
Темы для контрольных работ к заданиям №№ 5—6. 80
Задание № 7. 82
ГЛАВА VII. ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ. 82
Содержание задания. 82
План проработки задания. 82
Необязательная литература для углубленной проработки задания. 102
Задание № 8. 103
ГЛАВА VIII. КОНФЛИКТЫ И ОСЛОЖНЕНИЯ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА. 103
Содержание задания. 103
План проработки задания. 103
Необязательная литература для углубленной проработки задания. 122
Темы для контрольных работ к заданиям №°№ 7 и 8. 122
Понятие о развитии ребенка. — Важнейшие особенности детского развития. — Факторы, обусловливающие детское развитие. — Наследственность и среда .—Роль мозговой коры в развитии ребенка.— Взаимодействие биологических и социальных факторов. — Предмет педологии.
1. Внимательно прочтите текст этого задания, составьте конспект и план всей лекции.
2. Проанализируйте в каком-либо курсе или сочинении по географии одну главу (посвященную описанию какой-либо страны) и отметьте: 1) какие научные методы должны были быть употреблены для установления сообщаемых в ней научных данных; 2) какие разнородные точки зрения объединяет география при изучении той или иной части земной поверхности.
3. Подыщите конкретные примеры из личных наблюдений или из сведений, почерпнутых вами из книг и из других источников, к каждому положению, выдвигаемому в тексте.
Педология есть наука о ребенке. Основной факт, с которым мы встречаемся, подходя к ребенку, это — развитие. Ребенок находится в постоянном процессе изменения и роста, и поэтому прежде всего следует выяснить основные моменты, характеризующие тот процесс, который мы называем процессом детского развития.
С внешней стороны раньше всего бросается в глаза тот факт, что процесс детского развития в основе своей сводится к росту, т.-е. к чисто количественному изменению и нарастанию материальной массы тела ребенка. Если мы сравним зародышевую клетку, из которой получает начало развитие ребенка, с новорожденным младенцем, нас прежде всего поразит огромное увеличение материальной массы этой живой клетки, т.-е. на первый план как будто выступают явления роста сами по себе. Тот же самый результата получится, если мы сравним новорожденного ребенка с взрослым человеком.
Первое и самое наглядное различие, которое сразу бросится нам в глаза, будет заключаться в том, что перед нами маленькое существо, которое в процессе своего развития превращается в большой организм, хотя это увеличение н является крайне замедленным по сравнению с ростом в утробный период развития. И наши внешние наблюдения не обманут нас.
Действительно, в основе процессов детского развития лежат явления роста, т.-е. количественное увеличение и наростание массы организма. До сих пор мы еще не имеем исчерпывающей и сколько-нибудь общепринятой биологической теории роста. Однако, сами по себе факты и особенности, характеризующие этот процесс. довольно широко и основательно уже изучены.
Было бы, однако, большой ошибкой сводить все развитие и связанные с ним изменения исключительно к факту роста или количественному увеличению организма. Такая точка зрения в свое время держалась в учении о зародышевом развитии организмов, это так называемая теория преформизма или предобразования.
Сущность этой теории заключается в том, что зародыш представляет собой уже наперед сложившийся совершенно организм той же самой формы и структуры, что и зрелый, но только в микроскопически уменьшенных размерах. С этой точки зрения, например, в семеня дуба заключен уже наперед весь будущий дуб с его ветвями, корнями и листьями, и весь процесс прорастания семени, а затем и роста дерева сводится исключительно к количественному увеличению этого микроскопического маленького организма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.