«Я хотел бы знать», говорит этот автор, «как человек мог бы устоять против такого концентрированного нападения». В этой атмосфере, говорит он, рождаются фигуры из Франка Ведекинда. На этой почве происходит то психологическое явление, имеющее огромное значение для всей психологии полового созревания, на которое впервые со всей ясностью обратил внимание З. Залкинд, и которое по справедливости он называет детским половым паразитизмом.
В сущности, в основе этого явления лежит тот физиологический процесс, о котором говорил проф. Ухтомский в приведенной выше цитате, процесс оттока посторонней нервной энергии, не имеющей ничего общего с сексуальным инстинктом, под влиянием того, что сам по себе половой инстинкт становится доминирующим в организме.
Основная поправка, но поправка радикально меняющая весь смысл дела, которую А. Б. Залкинд вносит в теорию Фрейда, заключается в том, что наблюдаемые Фрейдом формы ранней и усиленной детской сексуальности являются не первичным биологическим моментом, коренящемся в самом механизме нервной половой системы, а моментом вторичным, проистекающим из того, что в той социальной среде, в которой живут эти дети и при том воспитании, которое они получают, создаются такие условия, когда подовые переживания являются доминантным процессом, а этим, при нашем современном знании физиологии нервной системы, сказано все.
Раз эти переживания становятся доминантными, значит они эксплуатируют в свою пользу все посторонние возбуждения, все формы деятельности организма, они подтягивают к себе все возбуждения, проникающие в нервную систему, концентрируют их, направляют по линии наименьшего сопротивления и сами таким образом охватывают все поведение и всю личность ребенка, пропитывают ее насквозь и сексуализируют ее. Пансексуализм, который наблюдал Фрейд, является, согласно этой теории, не правилом, но исключением, не здоровым, а болезненным явлением.
Что половой инстинкт легко может стать доминирующим и что в условиях традиционного воспитания он очень часто становится таким, об этом никто не спорит. Спор идет только о том, должен ли он с необходимостью и неизбежностью во всякой среде и при всяких условиях воспитания придти к той же самой роли. Неиспользованная детская активность обычно уродливо переключается на сексуальные пути.
«Сгущение детской сексуальности, говорит А. Б. Залкинд, не первичное биологическое явление, оно есть результат неблагоприятных социальных нагнетаний на очень незначительный первичный биологический элемент сексуальности. Такое избыточное половое содержание современного ребенка оказывается столь актуальным потому, что питается за счет вытесненных средой других обще биологических и социальных влечений, паразитически всасывая их энергетический фонд. «Это, по выражению того же автора, энергия, плененная половым инстинктом и направленная им по своим рельсам.
Этим вносится очень существенная поправка в учение о сублимации. Мы видим, что существует не только сублимация с положительным знаком, но гораздо чаще сублимация с отрицательным знаком, т. е. существует не только отклонение половой энергии на высшие цели, но и наоборот, переключение энергии, связанной с другими возбуждениями на половые пути. Этот процесс и. можно было бы назвать отрицательной сублимацией или лучше отрицательным переключением; его-то и называют с полным правом детским половым паразитизмом и он представляет нам в верном свете весь процесс переключения энергии в целом.
В свете этой поправки, совершенно новый вид приобретает и общее учение о сублимации. Все те фазы в развитии детской сексуальности, которые намечал Фрейд, оказываются в свете этого учения не биологически первичными а вторичными, возникающими на основе паразитизма. Применяя эту точку зрения к вопросу о сексуальности раннего, детства, А. Б. Залкинд приходит к выводу, что мы должны отрицать непосредственную сексуальность в ранние периоды детства, а наблюдавшаяся многими авторами ранняя эротизация целых областей детских переживаний имеет своей причиной то, что чрезмерная половая активность питается чаще всего из неиспользованной энергии других областей тела, остающихся в праздности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.