Великие духовные создания, как правило, возникали всегда в период эротических возбуждений, «всякое создание это молчаливое обручение, всякое произведение — немое посвящение». Но всем этим фактам дуалистическая теория дает другое толкование Она утверждает, что все они возникают именно из этой духовной стороны любви, из той беспредметной влюбленности, которая всегда была направлена в сферу идеала к вечно недостижимому, вечно женственному. «И это все, спрашивает Шпрангер, мы должны понять, как превращенное влечение, возникающее из либидо?»
Такова, в самых кратких чертах, эта первая теория. Верное зерно, заключающееся в ней, состоит в признании сложного характера психологии полового созревания и в отрицании чисто механического, автоматического обнаружения сексуального в психологической сфере. Утверждение, что существует более сложное отношение между обеими линиями развития и в генетическом и в структурном отношении, несомненно, составляет преимущество этой теории перед теорией Фрейда, но при всем том самая эта теория построена на ложной основе. Идеалистический дуализм, т. е. признание душевной и телесной стороны развития за два самостоятельных изначальных и несводимых к единству начала, как мы говорили уже в одном из первых наших очерков, является исходной точкой Шпрангера.
В данном случае он только о завидной последовательностью проводит свою основную идею, желая показать, что все решительно в развитии человека двойственно: телесное вырастает из телесного, духовное возникает из духовного, то и другое является одинаково изначальным, одинаково самостоятельным. Ни одно из них Шпрангер не соглашается принять за первичное и основное для того, чтобы другое обменить как зависимое переменное.
Мы приводили уже в одном из первых наших очерков самое убийственное возражение, которое может быть сделано против этой теории и которое в немецкой литературе развил К. Бюлер. Напомним его.
Приводя положение Шпрангера, утверждающего, что деятельность желез внутренней секреции не может нам ничего объяснить в психологии полового созревания, К. Бюлер ставит вопрос: но что говорят нам случаи неправильного развития, те случаи, когда деятельность половых желез исключена у кастрированных животных, у людей с нарушенным развитием этих желез. Разве тогда не исчезает и в психологической сфере совершенно начисто и полностью вся та система переживаний и реакций, которую Шпрангер изображает, как идеально-эротическую сторону полового созревания? Разве один этот факт не говорит с неотразимостью логического довода, словно нарочно оборудованный природный эксперимент, что в данном случае изначальной, определяющей причиной является действительно чисто телесный процесс созревания зачатковых желез, а вся психологическая сторона является в действительности, хотя и не автоматическим рефлексом этого процесса, а сложным, имеющим собственный генезиз и собственную структуру, но все же зависимым процессом?
По этому поводу у нас есть блестящие экспериментальные данные полученные на животных факты, которые могут лечь в основу физиологической теории полового созревания. Эти данные устанавливают с несомненностью одно основное положение, — именно зависимость всей нервно-психической стороны сексуального созревания от основного момента: созревания желез.
При изучении доминанты проф. Ухтомский установил следующее основное положение: всякая вообще доминанта, в том числе и доминанта половая, которая им была основательно изучена, скрывает за собою возбуждение целого созвездия центров. В такой целостной доминанте надо различать ее кортикальные и соматические Компоненты, т. е. образующие ее части, заложенные в коре полушарий большого мозга и в теле. Но основной закон деятельности доминанты заключается в том, что однажды пережитая доминанта может восстановиться только по своим кортикальным компонентам
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.