Весь период детства распадается на две большие эпохи: на детство в собственном смысле этого слова и на отрочество и юность, или эпоху полового созревания и половой зрелости. Эта вторая эпоха составляет предмет всего нашего курса, поэтому мы сейчас говорить о ней не будем. Нас интересует детство в собственном смысле этого слова.
Процесс развития в период детства представляет собою чрезвычайно сложный процесс, состоящий из многих признаков и элементов, поэтому не удивительно, что существует много различных попыток разбить детство на отдельные эпохи.
Надо сказать, что различные авторы кладут в основу этого разделения детства на эпохи различные признаки; отсутствие, появление и смену зубов, различая беззубое, молочнозубое и постоянно-зубое детство; эволюцию половых признаков, разделяя весь период развития на нейтральное, двуполое детство и период созревания; состояние и созревание центральной нервной системы, в частности — коры головного мозга, как аппарата, отражающего в наиболее полной мере изменение личности под влиянием воздействия среды и т. д. и т. д.
При этом утробный период развития выделяется обычно всеми авторами, как стоящий совершенно особняком и в начале всего развития. Мы в нашем схематическом очерке возьмем за основу разделения детства на отдельные эпохи своеобразное отношение организма и среды на каждой ступени развития, или развитие личности и мировоззрения ребенка. При этом оговоримся, что и личность, и мировоззрение мы будем понимать, первое — не в смысле сколько-нибудь оформленного самосознания, а второе — не в виде логически-продуманной системы убеждений и взглядов, а в том условном педологическом смысле, в котором оба эти слова применяются, как синтетическое обозначение, выражающее отношение между организмом ребенка и средой.
Как мы уже говорили, весь период утробного детства характеризуется раньше всего своеобразным отношением, существующим между организмом и средой. Организм не соприкасается непосредственно и прямо окружающей его средой. Между организмом созревающего ребенка и окружающей средой стоит организм матери. Таким образом, все функции нового организма, весь процесс обмена веществ, питания, созревания и роста совершается опосредствованно — через мать. В этом заключается, с одной стороны, главнейшая биологическая выгода для созревающего организма, с другой стороны — некоторая невыгода, о которой мы будем говорить ниже.
Выгода заключается в том, что слабый, маломощный, зреющий плод оказывается, благодаря этим условиям, крепко защищенным от всех вредных воздействий среды. Ни перемена температуры во внешней среде, ни механическое воздействие, столкновение, соприкосновение с предметами, ни задержка или отсутствие питания, ни, наконец, опасность со стороны хищников и врагов — все это не отражается непосредственно на вынашиваемом плоде, поскольку в материнской утробе он имеет постоянную внутри-органическую температуру, питание из органических запасов матери и отделен от внешней среды ее телом, защищен ее организмом и т. д.
Эта теснейшая зависимость зародыша и плода от организма матери является высшей биологической формой, обеспечивающей в наибольшей мере вынашивание и созревание плода.
Однако, этот же самый момент является невыгодным в том отношении, что зародыш и плод попадает с самого начала в зависимость от всех болезненных, разрушительных процессов происходящих в организме матери. Ее алкогольный, сифилитический или гонорейный яд, ее заболевания или отравления, механические травмы и травмы нервные, вообще — все внешние условия, от которых зависит ее благополучие, как питание, утомление и т. д. непосредственно отзываются на судьбе плода. Сам по себе здоровый в силу наследственных задатков плод может ввиду того, что он находится не в благоприятной или отравленной органической среде, с самого начала получить глубокие задатки неправильного или уродливого развития. В этом и заключается огромная важность знания утробного периода развития для педолога.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.