С другой стороны, необходимо выработать хотя бы схематически, хотя бы предварительное теоретическое представление о переходном возрасте для того. чтобы сами исследования могли быть направлены с самого начала представлением о целом, о возрасте, как об известном единстве для того, чтобы все отдельные фактические данные, уже накопленные, могли быть сведены в известную систему и в известное единство.
Мы попытаемся в следующем задании набросать схематически то теоретическое понимание переходного возраста, из которого мы будем исходить в дальнейшем.
1. Смирнов. Психология юношеского возраста, ч. I. Изд. „Молодая Гвардия", 1929 г. Москва—Ленинград. Ц. 2 р. 90 к.
2. Стенли Холл. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте,-С.-П6. 1913.
Темы для контрольных работ к заданиям №№ 3, 4.
Ответьте в письменной форме на следующие вопросы и мотивируйте ваши ответы:
1) Перечислите кратко важнейшие периоды в развитии ребенка, укажите их границы и главные отличительные признаки.
2) Перечислите и разъясните главные биологические теории переходного возраста и укажите слабые и сильные стороны каждой из них.
3) 3)Перечислите и разъясните главные психологические теории переходного возраста и укажите слабые и сильные стороны каждой из них.
4) 4)Укажите, что в теории биогенетического параллелизма отвечает классовым задачам буржуазного воспитания.
5) 5)На что указывает сравнительное изучение длительности утробного и внеутробного детства различных животных и человека.
Несовпадение полового, обще-органического и социально-культурного созревания, как основа своеобразия и особенностей переходного возраста. — Анатомо-физиологические особенности переходного возраста. — Критический характер переходного возраста. — Интенсивное усиление процессов роста. — Пропорции тела, в переходном возрасте. - Рост костной, мускульной, кровеносной и нервной систем в этот период. — Общая характеристика физического, развития подростка. — Изменение моторики в переходном возрасте. — Утомление подростка и режим дня. — Педологические основы физического питания в период полового созревания.
1. Составьте план и конспект настоящего; задания, включив в него и дополнительную литературу, если вы сумеете ее проработать.
2. Сравните данные о физическом развитии (рост, вес, важнейшие антропометрические показатели) подростков вашей школы с соответствующими данными, приведенными в тексте задания, и определите, насколько физическое развитие ваших подростков отклоняется в ту или другую сторону по сравнению с данными массовых исследований.
3. Сравните пропорции тела (по данным вашей школы и какого либо учреждения для детей раннего возраста) подростка и ребенка раннего возраста и определите, в чем заключаются важнейшие изменения, происходящие в строении тела на всем протяжении этого возрастного пути.
4. Составьте бюджет времени нескольких подростков и сопоставьте его с данными, приведенными в настоящем очерке.
Самая основная из всех особенностей переходного возраста состоит в несовпадении трех точек созревания: половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования. Подросток, созревший в половом отношении настолько) что всякая разница между взрослым организмом и юношеским с этой стороны совершенно уничтожается, является еще в это время существом, которое далеко не приблизилось еще к завершению двух других процессов развития: общеорганического и социального. Подросток достигает трех завершительных точек, трех вершин своего развития в разное время.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.