Если изучать подростка просто, как натуральное существо в его натуральной обстановке, то мы рискуем проглядеть самое важное в подростке, именно, определенное социальное и историческое существо Правда, Шпрангер резко подчеркивает всегда, что наряду с физической средой существует духовная среда, которая для развития духовного существа имеет решающее значение. Это — придание самостоятельного значения духовной культурной среде и метафизическое противопоставление ее физической среде, как материальной, является прямым отражением современного воинствующего идеализма в психологии. Диалектический метод различает наряду с естественной средой — социальную, и самую духовную культуру рассматривает, как надстройку над основным материальным базисом социальной жизни.
Совершенно правильно все же говорит Шпрангер. что подросток может быть понят только исторически. Правда, историческое для Шпрангера все время остается чистой областью духа.
Мы все живем, говорит он, не вообще в духовной среде, но на определенной исторической ступени развития «духа» и в определенной национальной форме его. Отсюда делает он основной для всего его метода вывод, именно тот, что нельзя написать педологию подростка вообще, и что предпосылкой для этой задачи, если бы она и удалась, было бы сравнительное изучение подростков разных стран и народов, из которых, в конце концов, может быть выкристаллизовался бы средний или идеальный тип. Мы пишем, говорит он, психологию немецкого юношества в нашу культурную эпоху, т.-е. в духовную эпоху, которая прошла сквозь влияния немецкого идеалистического движения и англо-французского позитивизма.
Шпрангер совершенно точно говорит, что он имеет в виду не исследование особенностей послевоенного юношества, подростка эпохи войны и революции, но более широкий исторический тип, сложившийся приблизительно в эпоху последних 150 лет. Многое из этого говорит он, будет иметь силу и значение для английского, французского, американского подростка, но далеко не все. Уже еврейский подросток обнаруживает существенно - отклоняющиеся черты, что часто не принимают во внимание, а по отношению к типу «русской души», несмотря на кажущуюся близость к ней, мы испытываем неизгладимое чувство глубокой отчужденности.
Этим не ограничивается конкретный характер метода Шпрангера. Он идет дольше. Внутри этих границ, говорит он, мы будем исследовать только психологию «образованного юношества; мы бы назвали его буржуазным юношеством, если бы это обозначение не сделалось в последнее время поверхностным, политическим термином».
Ошибкой Шпрангера является, попытка толковать исторический и социальный тип подростка, исходя исключительно из «духа» исторической эпохи, придавая этому «духу» объективное и независимое существование. Далее, историческая точка зрения не мешает Шпрангеру исходить в типологии из «вечных» и «вневременных» категорий отношений человека к миру. Но действительная, материалистически понятая историческая точка зрения относится к числу основных положений диалектической психологии.
Мы потому столь подробно остановились на вопросе о применении диалектического метода в педологии что вопрос этот является философски теоретическим фундаментом всей нашей науки. Мы еще очень далеки от сколько-нибудь глубокой разработки этой проблемы проблем всей педологии, от завершения грандиозной задачи создания диалектики педологии. Но даже первые шаги в области применения диалектического метода познания к построению педологии приводят нас к основному, коренному и неизбежному изменению всех основных установок педологической науки.
В частности изменяется и установка всей методики педологического исследования, т.-е. совокупности конкретных приемов и средств исследования и изучения ребенка. Эти конкретные методы педологического исследования в зависимости от основной установки самой педологии распадаются на две основные группы: на вспомогательные частные методы, общие педологии с другими частными научными дисциплинами, изучающими ребенка, и собственные методы педологии, разрешающие задачу целостного изучения ребенка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.