Педология подростка. Половое созревание, страница 86

Множество новых и неожиданных диффузно безразличных поводов оказываются теперь его возбудителями, но это продолжается недолго. Сфера подкрепляющих раздражителей постепенно сужается и специализируется, из массы действующих новых поводов будут закрепляться лишь те, которые биологически интересны, именно для данного индивидуального полового аппарата с его наследственностью и историей.

Таким образом, доминанта выловит из множества поводов лишь те, которые окажутся в биологическом сродстве с нею и эти новые поводы, закрепившись, станут уже адекватными раздражителями доминанты, а став адекватными раздражителями для доминанты, новые поводы будут вызывать уже впредь избирательно только ее». Мы видим здесь, таким образом, физиологическое основание двух из тех положений, которые мы наметили выше.

Первое указывает на то, какую огромную роль для усиления и подкрепления половой доминанты играют внешние раздражители, в частности у человека — социальная среда. Второй заключается в указании на целостный доминантный характер половой реакции. Мы видим, что будучи доминантной, эта реакция привлекает на свою сторону все посторонние возбуждения, питается их энергией, подкрепляется за их счет, усиливается на их основе.

Легко понять, что если то же самое возбуждение из доминантного станет субдоминантным, т. е. подчиненным, положение сейчас же резко изменится. Подобно тому, как прежде этот центр отвлекал к себе посторонние раздражения, так и сейчас он сам будет отдавать свою энергию новому доминирующему центру. Ведь основное положение во всем учении о доминанте заключается в том, что доминанта не является раз навсегда закрепленным участком в работе нервной системы, а является динамическим и функционально изменяющимся созвездием центров, которое перестраивается в зависимости от общего равновесия организма и среды.

Этот общий закон доминанты оказывает еще большее значение в переходный возраст, когда повышенная эмоциональность создает особую податливость всех форм поведения для образования доминанты. Недаром, характеризуя особенности переходного возраста, А. Б. Залкинд говорит, что самой характерной его чертой является динамичность подвижность, неустойчивость доминантных процессов, а потому легкая их переносимость из одного центра в другой и потому легкая их изменяемость. «Доминантная установка»,—говорит он, - «эмоция, интерес, являются решающим фактором в двигательных процессах, которые без доминанты часто оказываются заторможенными даже при полном общем здоровье».

Мы перейдем сейчас от физиологии к психологии полового созревания и постараемся показать, как оба эти момента, отвлекающая роль половой доминанты и возбуждающие роль посторонних стимулов, приводят к образованию двух важнейших форм в психологии полового созревания подростка. На одно с полным основанием указывает Шпрангер. Обсуждая вопрос относительно сексуальной нужды подростка он указывает на мнение Гофмана, что только нервный подросток знает эту потребность, потому что у него сексуальное переживание вступает в лабильную психологическую ситуацию.

К этому следует прибавить, говорит он, что едва ли вообще какое-либо половое созревание протекает без нервозности, ибо что мы знаем о нервозности другое, кроме того, что она выражается в раздражительной слабости, в перевозбудимости вместе с тем в легкой истощаемости физических и психических функций, раньше всего в области фантазии и влечения. В частности, он указывает на то, что в обстановке больших городов, при современной культуре. сами внешние условия создают специфические раздражения и возбуждения для нервной системы с одной стороны, а с другой стороны специфические раздражения для полового аппарата, современная мода, которая рассчитана на сексуальное воздействие, возбуждающие картины в витринах, недоброкачественное чтение, алкоголь, варьете, кино и т. д.