Собственные методы педологии служат вскрытию тех собственно педологических закономерностей, которые характеризуют возраст, как качественно своеобразное, реальное единство, как особую, специфическую структуру. Если частные методы педологического исследования, о которых мы говорили выше, отвечают задаче анализа того сложнейшего процесса, которым на деле является детское развитие, то собственные методы педологии разрешают задачу реального синтеза этого процесса. При их помощи педолог и устанавливает то новое специфическое, неразложимое на отдельные элементы и несводимое к ним качество, которое отличает структуру каждого возрастного этапа в развитии ребенка.
Генетический метод располагает все полученные данные в генетический ряд, то - есть стремится представить их как отдельные моменты единого процесса развития, взаимно обусловливающие друг друга. Педолог, по выражению Холла, выше логического ставит генетическое объяснение. Его интересуют вопросы: откуда и куда, то - есть из чего произошло и во что стремится превратиться данное' явление.
Другим его методом является сравнительный, стремящийся, как и всякая сравнительная метода, по указанию Грооса, не только установить то сходное, что имеется в процессах развития различного типа, но и то различное, то специфическое, что отличает каждый отдельный вид развития. Сравнивая развитие животных с развитием ребенка, сравнивая развитие примитивных народов с детским развитием, сравнивая данные психопатологии с данными детской психологии, педология стремится всякий раз к решению двух различных задач: к выделению того общего, что заключается в каждом из этих видов развития и, самое главное, к установлению того специфического и особенного, что характеризует детское развитие, как таковое, и делает его непохожим ни на один другой тип развития.
И, наконец, третьим существенным методом педологии является синтетический метод, сущность которого заключается в обвинении и сопоставлении разнородных данных, полученных при помощи различных методов, синтеза всех этих данных и получения на основе этого синтеза целостной и связной характеристики каждого отдельного возраста, как своеобразного реального единства.
Представим себе, что анатомия устанавливает морфологические особенности младенческого возраста; физиологические исследования обрисовали все своеобразие пищеварения, кровообращения, сна и тому подобных функций младенца; психология подробно описала его восприятия и движения, — перед педологий стоит задача собрать воедино все эти разнородные данные и создать характеристику младенца. Задача этого синтеза и является собственной задачей педологии.
Было бы, однако, величайшей ошибкой понимать задачу этого синтеза чисто механически, как простое суммирование данных разнородных научных дисциплин, изучающих ребенка с разных сторон. Педология опирается на эти частные науки, как биология на химию, и пользуется их методами, как физика пользуется математическими методами. Но при всем том собственная задача педологии заключается в преодолении частных точек зрения на развитие ребенка и в создании действительного диалектического синтеза, отвечающего тому объективному реальному целому, которое мы называем процессом детского развития.
1. Залкинд А. Б. Педология в СССР. Изд. Раб. Проев. Москва 1929 г. Ц. 45 к.
2. Блонский П. П. Педология. Москва 1925 г. Часть I. Ц. 2 р.
3. П. Блонский. М. Ионова, В. Левинский, М. Шейман. Методика педологического обследования детей школьного возраста. ГИЗ 1927. Ц. 1 р. 60 к.
4. К. П. Веселовская, Педологический практикум. Изд. „Раб. Проев.", 1924. Ц. 2 р. 75 к.
5. М. Я. Басов. Методика психологических наблюдений над детьми. Изд. III ГИЗ, 1926. Ц. 2 р. 50 к.
Ответьте в письменной форме на следующие вопросы и мотивируйте ваши ответы:
1) Перечислите и разжените важнейшие положения, характеризующие детское развитие и приведите конкретные примеры, иллюстрирующие каждое положение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.