Под влиянием всех этих интересов он в продолжений года вел уединенную, сосредоточенную в самом себе моральную жизнь. Самым характерным из этого является внешняя аскеза к которой прибегал подросток: желая приучить себя к труду, он, преодолевая страдания, держал по пять минут в вытянутых руках тяжелые лексиконы или уходил в чулан и веревкой стегал себя; по нагой спине так больно, что слезы невольно выступали на глазах. Вот форма поведения неизвестная у школьника первого возраста и свидетельствующая о той тенденции к овладению своим внутренним миром, которую такие авторы, как Тумлирц, считают центральной и основной для всего переходного возраста.
Второй момент, который связан с этим, заключается в поправке которую мы естественно вносим, держась этой точки зрения, в проблему полового просвещения. Как известно, было бы наивно преувеличивать значение полового просвещения, так как отказавшись от интеллектуалистического воззрения на человеческую природу вообще и на половой инстинкт в частности, мы не должны ожидать, что достаточно приказать, просветить, убедить человека для того, чтобы действительно направить на верный путь его ствование.
Такие педагоги и естествоиспытатели, как Ягодовский и Райков в школьном курсе естествознания мало посвящают внимания половому вопросу. Из них первый прямо заявляет, что он потерял веру в целесообразность массового школьного полового просвещения. Пинкевич приходит к выводу, что в переходном возрасте лучше всего покинуть общие беседы по половому вопросу, ибо здесь всякий намек, всякое неудачное выражение могут вызвать самые неприятные последствия.
И только Сорохтин является у нас горячим защитником той идеи, что преподаватель естествознания должен выполнять задачу разъяснения до конца. Несмотря на неудачи и ошибки, которые постигли эти первые опыты, в основе лежит правильная мысль, из которой мы берем только то, что относится к переходному возрасту. Содержание полового просвещения в переходном возрасте этот автор сводит к следующему: разъяснение сущности физкультуры, полового оздоровления, сущности процессов сублимации, освещение вопроса о половых аномалиях, проституции, браке, вопросах материнства и младенчества.
Нам думается, что в той системе мероприятий, которая развертывается в целях полового воспитания, половое просвещение выгодно отличается от других моментов тем, что оно прямо обращается к сознанию самого подростка. Разумеется, нельзя преувеличивать роль этого сознания. Конечно, одни знания не в состоянии дать детям здоровое половое направление и не могут явиться решающим фактором в этом деле.
Равным образом самое сообщение этих сведений, благодаря тесной связи сексуальных интересов с фантазией и желаниями, может сыграть и отрицательную роль, приковывая внимание и питая раннюю детскую сексуальность. В том и заключается предлагаемая нами поправка, что мы предлагаем расширить самое понимание полового просвещения и строить его только на основе общей задачи воспитания этической установки у подростка.
Здоровым мы считаем в половом просвещении только то, что оно пытается решить проблему полового воспитания не поверх головы самого подростка, обходя его и обращаясь с ним только как с объектом, в котором должны быть произведены те или другие изменения — а непосредственно привлекая самого подростка к этому делу и через него, через его собственные решения проводя в жизнь это воспитание. Половое воспитание в огромной степени должно стать половым самовоспитанием, только тогда оно станет на прочную психологическую основу.
В дальнейших очерках мы постараемся показать, какую огромную роль в поведении культурного человека начинают играть эти временные потребности, которые создает сам человек, направляя свое поведение на известные цели, и тем самым вводя новые двигатели во всю свою активность.
1. А. Б. Залкинд. Половое воспитание. — «Работник Просвещения», Москва, 1928 г. - Ц. 1 р. 35 к.
2. И. Д. Гельман. Половая жизнь современной, молодежи. — Изд. II — Гос. Изд. —1925 г. - Ц. 70 к.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.