Мы менее всего склонны, следовательно, считать переходный возраст безразличным или нейтральным в смысле определения судьбы патологических процессов. Напротив, мы считаем особо глубокими и сложными отношения между здоровым и болезненным в этом возрасте. Мы считаем лишь необходимым стереть печать роковой болезненности со всего возраста в целом, показать его здоровую сердцевину. Но если мы должны стереть с возраста печать болезни, мы не можем стереть с болезни печать возраста, которую он накладывает на всякий конфликт, придавая ему специфическое возрастное выражение. Мы считаем особо важным поэтому для понимания каждого возраста изучение его патологии.
Мы знаем, например, что даже при таких грубо органических заболеваниях, как энцефалит, переходный возраст дает постэнцефалитическое состояние, противоположное тому, которое наблюдается у взрослых. В то время, что у взрослых наблюдается апатия, потеря эмоциональных реакций, как основная, доминирующая черта, у подростка наблюдается противоположное изменение характера, выражающееся в бурных эмоциональных возбуждениях. Независимо от того, примем ли мы вместе с Гомбургером, что у подростка эти изменения достигают своего апогея, или вместе с Гуревичем, что эти изменения у подростков менее ярки, чем у детей, и занимают среднee место между апатией взрослых и бурной эмоциональностью детей, — все равно мы не –можем не, узнать характернейшую печать переходного возраста в этой парадоксальной реакции. И в ней мы склонны видеть уродливо искаженное свидетельство эмоционального богатства этой критической эпохи.
«Как видим, говорит А. Б. Залкинд, в этом возрасте одновременно содержатся и наибольшие возможности, и особенно грозные опасности: именно благодаря огромному богатству возраста, возраст этот насыщен такими острыми противоречиями. Трагизм современного подростничества — это не фатальный трагизм самого возраста, вина уродливых влияний среды, дающей возрастной энергетике жизненное, паразитическое применение». В этих словах мы видим ключ ко всей проблеме конфликтов и осложнений в переходном возрасте.
1. А. Б, Залкинд. Вопросы советской педагогики. — Гиз, Ленинград, 1926 г. — Ц. 1 р. 20 к.
2. П. П. Блонский. — Педология. — Москва. 1925 г. — «Работник Просвещения» Цена 2 р.
3. И. А. Арямов — с сотрудниками. — Рабочий подросток. — Материалы для педологической характеристики. — М, «Транспечать» 1928 г. Ц. 2 р.
4. И. А. Арямов. — Основные вопросы педологии подростка — Статья в сб. «Труды 2 Моск. Гос. Унив.» т. I, стр. 114 — 125. — «Работник Просв». 1929 г. — Ц. 2 руб. 30 к.
5. И. А. Арямов. — Особенности поведения современного подростка. Статья в журнале «Педология», № 1. Стр. 159 — 171. — Гиз., 1928 г. Ц. 3 р.
Ответьте в письменной форме на следующие вопросы и мотивируйте ваши ответы:
1. Что такое конституция, каковы главнейшие типы строения тела и характера, что такое возрастная конституция.
2. В чем заключается теория психологии полового созревал Шпрангера и Фрейда. Осветите критически одну и другую теорию.
3. Как надо понимать сексуальный паразитизм и сублимацию полового влечения в переходном возрасте, и. каков наиболее вероятной физиологический механизм, лежащий в основе обоих процессов.
4. Перечислите важнейшие психологические положения, лежащие в основе советской системы полового воспитания, и укажите значение педагогической среды, труда, естествознания, коллектива, физкультуры и пионердвижения, как факторов полового воспитания.
5. В чем заключается конституциональное и кондициональное понимание конфликтов и осложнений переходного возраста, и в чем различие одного и другого понимания.
6. Как объясняются «биологические ножницы» переходного периода с точки зрения второй из этих теорий.
[1]Морфологический показатель вычисляется из отношения торса (рост сидя) длине тела (рост стоя).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.