Педология подростка. Половое созревание, страница 59

Нам думается, что мы ближе подойдем к правильному объяснению этих изменений в моторной сфере подростка, если примем - вместе с М. О. Гуревичем, - что всякий сложный моторный акт включает в себя три основных компонента - автоматический, сознательный (психомоторный) и автоматизированный. Преобладание того или другого момента определяет структуру всего акта.

„Преобладание сознательного психомоторного фактора, говорит М.О. Гуревич, не экономно. Преобладание автоматизированного. делает действие недостаточно гибким в смысле приспособления его к объекту. Нужен некий оптимум соотношений обоих факторов, который эмпирически достигается повторением действий, выучкой, упражнениями, т. е. созданием готовой формулы движения... При правильном соотношении обоих факторов мы называем движения естественными; застенчивый человек в обществе смущается, он не доверяет своим автоматизированным движениям, изменяет пропорцию в сторону сознательно-психомоторных и кажется неестественным, неловким".

Мы и полагаем, что моторика подростка наряду с наличием плохо контролируемых движений характеризуется подобным изменением пропорций в сторону преобладания сознательного психомоторного компонента, благодаря чему оптимум соотношений внутри сложного моторного акта нарушается.

Таблиц № 8.

Бюджет времени рабочего подростка по данным И. А. Арямова.

1 группа

4 группа

Сон

8 час.

7,1 час.

Уход за собой

1 час.

1,2 час.

Питание

1,8 час.

1,25 час.

Дорога

1,6 час.

1,78 час.

Обществ. раб.

0,47 час.

0,7 час.

Развлечения

1,5 час.

1,7 час.

Спорт

0,77 час.

1 час.

Чтение

0,9 час.

0,6 час.

Отдых

1,4 час.

Теоретические занятия

3 час.

2,4 час.

Практические занятия

4 час.

3,98 час.

Работа по дому

0,3 час.

Случайные дела

0,6 час.

0,89 час.

24 час.

24 час.

Но это обстоятельство непосредственно связано с повышенной утомляемостью, ибо преобладание психомоторного фактора в движении, участие многих кортикальных центров крайне не экономно, быстро истощает нервные центры. Поэтому обучение какому-нибудь трудовому процессу, требующее создания готовых формул движения, неизмеримо более сложный и потому утомительный процесс, чем трудовой процесс подготовленного рабочего, опирающийся главным образом на автоматизированные движения. Таким образом, один и тот же - с внешней стороны - трудовой процесс является совершенно различным с психологической стороны вообще и со стороны утомляемости в частности - у обучающегося труду подростка, и у уже обученного взрослого рабочего.

Это один момент, обусловливающий повышенную утомляемость подростка. Другой состоит в особенностях самого организма в этом периоде. Период полового созревания, говорит В. Е. Игнатьев, это период усиленного роста и потому главная масса пищевого материала идет на созидание тела и в значительно меньшей степени на его механическую работу. Поэтому наше законодательство устанавливает шестичасовой рабочий день для подростков от 16 — 18 лет, и четырехчасовой для подростков 14 — 16 лет.

В связи с вопросом об утомляемости подростка стоит вопрос о режиме дня, о бюджете времени, о перерывах в работе для отдыха о рациональном использовании отдыха, о сне. То обстоятельство, что переходный возраст является возрастом профессиональной подготовки и начала регулярного труда, заставляет особо внимательно подойти к этому вопросу. Мы приводим результаты исследований бюджета времени, произведенные И. А. Арямовым. Эти исследования как и всякое научное исследование, открыли перед нами совершенно новую картину распределения времени у рабочего подростка. Так, например, общераспространенное мнение, что чрезмерная нагрузка общественной работой вредно отражается на здоровье и академической успешности учащихся школ ФЗУ. не подтвердилось. Оно сохраняет свою силу для отдельных, наиболее активно работающих подростков, но оно оказывается неверным по отношению к „среднему ученику", общественная работа которого измеряется 25 -30 минутами в день.