Нам думается, что мы ближе подойдем к правильному объяснению этих изменений в моторной сфере подростка, если примем - вместе с М. О. Гуревичем, - что всякий сложный моторный акт включает в себя три основных компонента - автоматический, сознательный (психомоторный) и автоматизированный. Преобладание того или другого момента определяет структуру всего акта.
„Преобладание сознательного психомоторного фактора, говорит М.О. Гуревич, не экономно. Преобладание автоматизированного. делает действие недостаточно гибким в смысле приспособления его к объекту. Нужен некий оптимум соотношений обоих факторов, который эмпирически достигается повторением действий, выучкой, упражнениями, т. е. созданием готовой формулы движения... При правильном соотношении обоих факторов мы называем движения естественными; застенчивый человек в обществе смущается, он не доверяет своим автоматизированным движениям, изменяет пропорцию в сторону сознательно-психомоторных и кажется неестественным, неловким".
Мы и полагаем, что моторика подростка наряду с наличием плохо контролируемых движений характеризуется подобным изменением пропорций в сторону преобладания сознательного психомоторного компонента, благодаря чему оптимум соотношений внутри сложного моторного акта нарушается.
Таблиц № 8.
Бюджет времени рабочего подростка по данным И. А. Арямова.
1 группа |
4 группа |
|
Сон |
8 час. |
7,1 час. |
Уход за собой |
1 час. |
1,2 час. |
Питание |
1,8 час. |
1,25 час. |
Дорога |
1,6 час. |
1,78 час. |
Обществ. раб. |
0,47 час. |
0,7 час. |
Развлечения |
1,5 час. |
1,7 час. |
Спорт |
0,77 час. |
1 час. |
Чтение |
0,9 час. |
0,6 час. |
Отдых |
1,4 час. |
|
Теоретические занятия |
3 час. |
2,4 час. |
Практические занятия |
4 час. |
3,98 час. |
Работа по дому |
0,3 час. |
|
Случайные дела |
0,6 час. |
0,89 час. |
24 час. |
24 час. |
Но это обстоятельство непосредственно связано с повышенной утомляемостью, ибо преобладание психомоторного фактора в движении, участие многих кортикальных центров крайне не экономно, быстро истощает нервные центры. Поэтому обучение какому-нибудь трудовому процессу, требующее создания готовых формул движения, неизмеримо более сложный и потому утомительный процесс, чем трудовой процесс подготовленного рабочего, опирающийся главным образом на автоматизированные движения. Таким образом, один и тот же - с внешней стороны - трудовой процесс является совершенно различным с психологической стороны вообще и со стороны утомляемости в частности - у обучающегося труду подростка, и у уже обученного взрослого рабочего.
Это один момент, обусловливающий повышенную утомляемость подростка. Другой состоит в особенностях самого организма в этом периоде. Период полового созревания, говорит В. Е. Игнатьев, это период усиленного роста и потому главная масса пищевого материала идет на созидание тела и в значительно меньшей степени на его механическую работу. Поэтому наше законодательство устанавливает шестичасовой рабочий день для подростков от 16 — 18 лет, и четырехчасовой для подростков 14 — 16 лет.
В связи с вопросом об утомляемости подростка стоит вопрос о режиме дня, о бюджете времени, о перерывах в работе для отдыха о рациональном использовании отдыха, о сне. То обстоятельство, что переходный возраст является возрастом профессиональной подготовки и начала регулярного труда, заставляет особо внимательно подойти к этому вопросу. Мы приводим результаты исследований бюджета времени, произведенные И. А. Арямовым. Эти исследования как и всякое научное исследование, открыли перед нами совершенно новую картину распределения времени у рабочего подростка. Так, например, общераспространенное мнение, что чрезмерная нагрузка общественной работой вредно отражается на здоровье и академической успешности учащихся школ ФЗУ. не подтвердилось. Оно сохраняет свою силу для отдельных, наиболее активно работающих подростков, но оно оказывается неверным по отношению к „среднему ученику", общественная работа которого измеряется 25 -30 минутами в день.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.