Циллер выдвинул свой культурно-генетический закон, утверждая, что человек пробегает сначала ступень, представленную в сказке, затем эпоху Робинзона, патриархов, судей, царей израильских, эпоху Иисуса и апостолов; окончание развития он видит в эпохе реформации. В этих формах, которые принимают вырождающийся биогенетический закон, мы видим, как он превращается в чудовищно натянутые, пустые, совершенно произвольные и по существу глубоко не верные сравнения и образы, которые остаются совершенно вне поля научного исследования.
Однако, это не случайно. Сам биогенетический закон все больше и больше отходит в историческое прошлое нашей науки, все менее и менее сопротивляется уничтожающей критике фактов и теорий. В самом деле, уже самый факт приложения этого закона к эпохе полового созревания заключает в себе внутреннее серьезное противоречие, состоящее в том, что сам по себе срок полового созревания совершенно опрокидывает всю теорию рекапитуляции, на которой держится биогенетический закон в его классической форме.
В самом деле, стоит только сравнить появление инстинкта сосания и инстинкта полового в онто и филогенезе, для того, чтобы сразу заметить, что порядок их появления в одном и другом процессе развития является противоположным. Инстинкт сосания появляется в развитии вида очень поздно, только с появлением млекопитающих животных; у ребенка он созревает раньше всех остальных и начинает функционировать уже в ближайшие часы после рождения.
Наоборот инстинкт половой, инстинкт размножения, является одним из самых древних в животном мире, а в онтогенезе он появляется сравнительно поздно, когда период детства уже в сущности является законченным.
На этом примере легко видеть как мало фактических оправданий находит биогенетический закон. Но он допускает еще одну капитальную теоретическую ошибку, на которую нельзя не указать в связи с ним. Именно, этот закон не учитывает всей огромной разницы между той средой, в которой происходило развитие рода, и средой, в которой происходит развитие индивида, и проводит знак равенства между одним и другим процессом, забывая, что сам по себе процесс развития возможен только и осуществляется не иначе, как во взаимодействии с окружающей средой.
В области практической, в области педагогики это приводит сторонников биогенетического закона к учению о нейтральном внеклассовом и внесоциальном детстве и юности. Поскольку основные законы юности и детства опираются на наследственные влияния, постольку различия в социально и среде, в которой происходит реальное развитие и формирование юноши, не учитывается, вовсе, отбрасывается как незначительная величина, и в результата получается своеобразное учение о переходном возрасте, которое глубоко противоречит основной его биологической функции.
В то время как в реальном процессе развития этот возраст является переходным новой эпохе, подготовкой к. будущей жизни, вообще — возрастом обращенным вперед, биогенетический закон рассматривает его исключительно, как возраст опирающийся на прошлое человечества.
Наконец, самым важным из всех недостатков этой теории является своеобразный вывод, который она делает в отношении воспитания. Здесь Стенли Холл приходит к требованию не вмешательства в естественное развитие наследственных влияний. «Родители и учитель, говорит он, должны понять, что мать — природа опять взяла свое дитя на колени и должны немного уступить, чтобы не тормозить ее более совершенное воспитание. Как детство. так и эти годы должны быть посвящены наследственным влияниям, и чтобы рискнуть вмешаться в его процессы нужно иметь значительный мотив, оправдывающий такое поведение».
Мы видим, таким образом, что теория, сводящая все к наследственным влияниям, с естественной необходимостью приводит нас к требованию педагогического невмешательства в процесс развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.