Этот с первого взгляда парадоксальный факт очень легко обменить, если принять во внимание всю сложность человеческого поведения, а также сложность и изменчивость той среды, в которой человеку приходится жить. Условия среды и формы поведения курицы относительно просты, постоянны, неизменны от поколения к поколению, и поэтому она может опираться в своем развитии на капитал наследственных врожденных форм поведения или инстинктов, которые оказываются с самого начала способными к функционированию и работающими в совершенстве. Не то у человека.
Огромная сложность и изменчивость среды, в которой он живет, требует от него приспособления наследственных форм поведения к индивидуальным условиям существования, к переменам, происходящим в среде. И если мы поставим вопрос, к выгоде или невыгоде человека служит то обстоятельство, что он рождается на свет более беспомощным чем цыпленок, является ли это обстоятельство биологически полезным или вредным, представляет оно высшую или низшую форму развития по сравнению с курицей, мы должны будем ответить, что это — к выгоде человека, что это биологически в высшей степени полезно, что это означает высшую ступень развития, так как за всем этим скрывается пластичность организма, сама по себе являющаяся одним из самых важнейших средств в борьбе за существование и одним из важнейших путей приспособления организмов.
Пластичностью мы называем то свойство организма, которое делает его способным изменяться и изменять свои функции под влиянием тех или иных воздействий среды.
И вот на вопрос, какова биологическая функция детства, т.-е. каково отношение этого периода развития человека ко всей его жизни в целом, многие психологи со всей справедливостью отвечают, что детство есть пора пластичности, т.-е. изменчивости под влиянием воздействий среды, и следовательно, пора выработки новых, более сложных и совершенных форм приспособления.
Другие психологи в том же смысле говорят, что детство есть пора учения, т.-е. приобретения новых форм поведения и изменения врожденных или наследственных реакций под влиянием условий окружающей среды.
Если принять это во внимание, станет совершенно ясно, почему человечество на длинном пути своего биологического и исторического развития «выработало» в процессе приспособления к среде более длительное детство, чем какой-либо другой вид животных.. Менее ясным остается вопрос относительно того, чем можно обменить меньшую относительно длительность человеческого утробного, детства, но нам представляется, что с той точки зрения, о которой мы говорим сейчас, возможно предположительно обменить и относительно меньшую длительность человеческого утробного детства.
Для того, чтобы объяснить это, вспомним, что утробное развитие есть та особенная форма развития, когда ребенок вызревает в утробе матери и сам непосредственно не соприкасается с внешней средой. Следовательно, это развитие, протекающее во внутриорганической среде, в условиях, которые остаются одинаковыми и постоянными в силу наследственного устройства организмов. А потому утробное детство является минимально пластичным т.-е. минимально изменяющимся в своем течении или максимально автоматическим. Оно автоматически пробегает основные стадии формирования организма, и поэтому все факторы, влияющие на длительность детства, о которых мы говорили выше, не должны оказывать столь сильного влияния на утробное развитие.
В педологии нашего времени существует, как нам думается, недоразумение относительно самого процесса развития ребенка.
Обычно образцом такого развития считается утробное развитие, в сущности минимально зависящее от среды и протекающее с известной автоматической последовательностью в силу внутренних потенций , заложенных в зародышевых клетках. Этот процесс принимается педологами за образец или прототип всякого развития и нам думается, что это делается без должного основания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.