Мы начнем наш обзор с группы биологических естественно-научных теорий этого возраста, которые объединяются одной общей чертой, именно тем, что основу этого возраста они видят в биологических изменениях, происходящих в эту пору, в самом факте полового созревания, и из этого факта пытаются построить так или иначе весь симптомокомплекс, всю структуру этой эпохи.
Самой старой из этих теорий является теория Стенли Холла, который исходит из биогенетического закона при объяснении развития ребенка и подростка (1904).
Этот закон сформулированный Мюллером и Геккелем для эмбриологии, основан на целом ряде фактических наблюдений, которые привели этих авторов к выводу, что онтогенез, или эмбриональное развитие индивида, воспроизводит в сокращенном и сжатом виде филогенез, т. е. развитие всего вида. Этот закон, который как уже сказано, частично опирается на фактическое наблюдение в области эмбриологии, был затем перенесен и на внеутробное развитие ребенка.
Согласно этому закону, ребенок повторяет в сжатом и сокращенном виде важнейшие этапы в развитии рода, и процесс детского развития с этой точки зрения является просто рекапитуляцией или автоматическим возвращением отдельных глав, уже оставленных человечеством позади себя. Основываясь на этом законе, Стенли Холл полагает, что ребенок воспроизводит инстинкты, а подросток в эпоху созревания чувства в развитии человечества.
«Если в душевной жизни ребенка, говорит этот автор, мы отмечаем наследственное влияние первобытных предков, до примитивных организмов включительно, то теперь влияют главным образом более близкие к нам культурные генерации. Так же, как при рождении природа наделяет ребенка основными психофизическими способностями, дифференцирующимися и совершенствующимися при дальнейшем развитии, так и теперь новые вклады являются родовыми, и развертывающиеся из них побочные психические свойства постепенно дифференцируются из тех чувств, инстинктов, импульсов, склонностей, задатки которых являются продуктами этого второго наследства.
Таким образом, говорит этот автор, в некотором отношении ранний юношеский возраст является для высшей природы человека как бы детством».
Таким образом, с точки зрения этого автора, все особенности переходного возраста заключены в наследственных влияниях. Переходный возраст — это как бы второе детство для высшей природы человека, которое в основном протекает по тому же самому закону, что и первое детство, и (прибавим от себя) что и утробное развитие, то есть по закону рекапитуляции пережитых уже человечеством и оставленных позади эпох.
Таким образом, наследственные влияния — вот что лежит в основе этого возраста, согласно данной теории.
Стенли Холл при этом не закрывает глаза на критический характер этой эпохи. Он учитывает ту серьезнейшую перестройку организма и личности, которая происходит в эту эпоху. Он учитывает тот факт, «что в этом возрасте появляются не существовавшие раньше характерные свойства и дарования, а из старых импульсов и инстинктов некоторые значительно увеличиваются и развиваются в то время, как другие занимают подчиненное положение, так что устанавливаются новые отношения и новый центр для личного я».
Но и все эти критические перемены так же подчинены автоматически действующим наследственным влияниям. Детство, кончившееся примерно к 12 годам, по его предположению, представляет древнюю и относительно совершенную ступень зрелости, достигнутую человечеством когда-то. Эта достигнутая ступень является законченным периодом развития человека, поднявшегося до антропоидных.
В переходную эпоху эта достигнутая ступень разрушается,
«дитя изгоняется из своего рая и вступает на долгий путь прогресса. Оно должно завоевать для себя более высокое человеческое царство, ворваться в новый круг деятельности и развить более современную историю своей психофизической природы».
Этот же самый биогенетический закон применяется другими авторами к объяснению переходного возраста в несколько других формах. Так, Штерн указывает на проводимую часто параллель между эпохой полового созревания и средневековым рыцарством.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.