Таким образом, механизм психологии полового созревания па Фрейду сводится к следующему. Изначальные сексуальные стремления вытесняются ребенком и подростком, так как их прямое удовлетворение наталкивается на этические запреты, выдвигаемые социальной средой. Если это вытеснение не удается, половое стремление изживается окольными путями в форме воображения или в форме особых заболеваний, которые называются психоневрозами. В этом случае образы фантазии или симптомы невроза непонятным для самого человека образом замещают прежнее половое влечение и являются таким образом его суррогатным удовлетворением. Если вытеснение первоначального полового влечения удается, то оно вместе с тем исчезает из сознательного переживания и поведения человека совершенно, но связанная с ним энергия не может исчезнуть, и она превращается в высшие формы творческой деятельности.
Отсюда этические стремления подростка, его интерес к культуре, к искусству, к религии, к науке, к творчеству. Всю вообще психологическую сторону полового созревания Фрейд объясняет теорией сублимации. Это и даёт право Шпрангеру бросить ему упрек в том, что всю психологию полового созревания он рассматривает как простой рефлекс сексуальной жизни. Мы уже указывали на ту верную сторону, которая заключена в критике Шпрангера, именно упрек Фрейду в чрезмерно упрощенном и механистическом понимании сложных связей, которые существуют между психологической и сексуальной стороной созревания. Но мы говорили также, что в основном критика Шпрангера бьет мимо цели, потому что упрекая Фрейда в физиологическом материализме, он этим самым ставит под удар как раз самую сильную часть Фрейдовской теории, которая, как мы старались уже показать, разделяется всеми вообще физиологическими теориями и которая исходит из того бесспорного, многократно подтвержденного факта, что психологическая сторона полового созревания является зависимой и определяется соматическим процессом созревания.
Взамен этого Шпрангер, как мы видели, раздвоение обеих сторон созревания подростка сводит к метафизической двойственности всей природы человека, считая это раздвоение исконным и изначальным. С полным основанием Шелер, который также критикует Фрейда сверху, со стороны идеализма, указывает на то, что самая основа этой необычайной метаморфозы остается все же глубоко непонятной. В чем заключается самый процесс сублимации, каким образом половое влечение вызывает все остальные стремления, это остается неясным.
По изложению Фрейда можно подумать, будто он допускает, что все акты психической деятельности, как они проявляются во всевозможных видах познания, художественной и профессиональной работы, возникают из вытесненного либидо» Если Фрейд действительно так думает, то здесь невозможна никакая дискуссия, потому что нам до сих пор остается абсолютно неизвестной та психологическая алхимия, посредством которой из либидо возникает мышление, стремление к добру и т. п. Так говорит Шелер.
Однако, в этом возражении заключена и слабая сторона, состоящая в том, что Шелер опять становится на метафизическую точку зрения, как и Шпрангер. Он полагает, что-то, что является разделенным в настоящее время, всегда было разделено, всегда представляет собою два разных начала человеческой природы.
Он полагает далее, что всякая вещь равна себе самой. Ему кажется алхимией факт превращения нервно психической энергии, он не может допустить, что стремление к благу и мышление — эти высшие формы поведения - могут возникнуть из полового влечения или быть с ним связаны. Это верно, что учение о сублимации часто напоминает у Фрейда алхимию, поскольку он не обменяет механизма этого превращения, но Шелер за одно с алхимией выбрасывает также и химию, отрицая возникновение новых соединений из известных элементов, превращение и развитие влечений и возникновение новых качеств.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.