2) Объясните, какая связь существует между пластичностью детского возраста и влиянием социальных факторов на детское развитие. Как изменяется влияние социальных факторов в различные эпохи детского развития.
З) Перечислите важнейшие методы педологии.
4) Каково' отношение педологии к другим наукам, изучающим ребенка.
5) Роль коры головного мозга в детском развитии.
6) Что такое стандарт детского развития и как он устанавливается.
7) Какое значение для воспитания имеют все перечисленные в тексте первого задания особенности детского развития. Перечислите подробно и мотивируйте свои ответы.
Вопрос о длительности внутриутробного и внеутробного периода развития ребенка. Внутриутробный период развития. Младенческий возраст. Раннее детство. Дошкольный возраст. Школьный возраст.
1. Внимательно прочтите текст задания, составьте план и конспект его.
2. Для уяснения основных положений задания составьте краткую характеристику, снабженную конкретными примерами, младенца, дошкольника и школьника, исходя из схемы, изложенной в тексте задания.
Первую эпоху в развитии ребенка составляет период внутриутробного развития. Прежде всего возникает вопрос о длительности утробного детства. Сравнивая длительность утробного детства (ношения плода) у различных млекопитающих и сидения на яйцах у птиц, некоторые авторы приходят к выводу, что утробное детство у человека длится дольше, чем у остальных животных.
Е. Аркин приводит помещаемую ниже таблицу, из которой видно, насколько внутриутробное развитие человеческого зародыша продолжительнее, чем у большинства животных.
Период сидения на яйцах или ношения плода.
1. Змея. |
12 дней. |
8. Волчица. |
10 недель. |
2. Курица. |
21 день. |
9. Овца. |
21 неделя. |
3. Утка. |
21 день. |
10. Мал. Обезьяна. |
39 недель. |
4 Мышь. |
24 дня. |
11. Женщина. |
40 недель. |
5 Кролик. |
32 дня. |
12. Верблюд. |
11 месяцев. |
6. Кошка. |
8 недель. |
13. Слон. |
24 месяца. |
7. Собака. |
9 недель. |
В противоположность этим авторам, которые утверждают, что «человек медлит своим рождением», и видят в этом доказательство того, что человек, как более сложный организм, нуждается в более длительном периоде развития, другие авторы склонны сделать из тех же самых цифр обратный вывод и утверждать, что «человек спешит своим рождением». Этот противоположный вывод получается в том случае, если от сравнения абсолютных цифр, которые сами по себе являются выражением очень сложного сплетения различных факторов, мы перейдем к цифрам относительным и будем сравнивать не абсолютную продолжительность ношения плода, и сидения на яйцах, но отношение внутриутробного периода развития к длительности всей жизни данного животного.
П. Блонский приводит следующий сравнительный расчет: если взять для сравнения кошку, собаку, арабскую лошадь, чело века и слона, если, дальше, принять у всех этих животных продолжительность жизни за 75 лет, как у человека, и соответственно изменить длительность их внутриутробного детства, то окажется что у кошки оно составило бы 50 недель, у собаки — 45, у слона — 15 месяцев и у лошади 20,5 месяцев. (Эти цифры мы получили потому, что кошка в действительности живет 12 лет, собака — 15 лет, лошадь — 40 и слон - 120 лет). Сопоставляя эти цифры, Блонский приходит к выводу, что человек имеет сравнительно самое короткое утробное детство, что «человек спешит родиться».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.