Во-первых, возрастающая сложность подростка по сравнению с ребенком делает самый этот возраст и его проявления гораздо более запутанными, сложными по составу, а потому трудными.
Вторая причина заключается в том, что это возраст, который для правильного понимания его особенностей требует учета тонких подчас микроскопических изменений и различий, которых часто еще не в состоянии дать наши несовершенные методы. В самом деле, если мы сравним ребенка самого раннего возраста с подростком, переживающим половое созревание, мы сразу увидим, что мышление, поведение, даже строение тела ребенка грубо, явно отличаются от наших, выделяются целым рядом массивных, бросающихся в глаза черт и признаков, и педологу часто остается только обводить карандашом ясно выступающие контуры и очертания этого возраста.
Не то у подростка. Самые процессы развития здесь утончились, приобрели часто незаметный вид, ушли внутрь, разветвились. Тонкое подчас неприметное внутреннее изменение и формирование заняло место прежних ярких и четких особенностей. Подросток ближе подходит к взрослому человеку, особенности в складе его мышления, эмоций, личности требуют более тонкого анализа, более тонких методов.
Третья трудность заключается в том, что этот критический возраст полон противоречивых черт, которые наблюдатель отмечает одну за другой, часто становясь в тупик перед вопросом, как свести все это огромное многообразие противоречивых черт к некоторому единству, к общему знаменателю.
Стенли Холл, положивший начало научному изучению переходного возраста, насчитывает 12 основных антитез, коренных противоречий. между которыми колеблется этот возраст. Именно эта противоречивость и возникающая отсюда запутанность картины этого возраста являются основным препятствием для выработки научной теории переходного возраста. Противоречивые симптомы дают основание для построения противоречивых теорий.
Исследователи, которые принимают за основное и главное один какой-нибудь полюс, приходят к одному пониманию переходного возраста; другие, берущие за исходную точку другой полюс, приходят к полярно-противоположным выводам.
Наконец, четвертой но связанной со всеми первыми трудностью является недостаточная изученность, недостаточный фактический материал, который собран в этой области.
Научное исследование переходного возраста, как уже сказано, началось сравнительно недавно и в этом отношении эта глава педологии представляет решительную противоположность педологии раннего возраста. Как правильно замечает Тумлирц, эта глава, психология эпохи созревания, стоит в обратном отношении к психологии раннего детства.
Если об этой последней К. Бюлер справедливо замечает, что она страдает преизбытком единичных фактов, установленных наблюдением, и недостаточность больших идей, то о психологии переходного возраста надо утверждать обратное. Она страдает преизбытком больших идейных конструкций и недостатком точно установленных фактов. И в самом деле, мы встречаемся здесь с огромным количеством научных теорий переходного возраста, но, как увидим ниже, мы не имеем еще единой общепризнанной научной теории переходного возраста.
И все же мы начнем наше изучение этого возраста именно с обзора основных и главнейших теорий, предложенных в науке, потому что основу педологического изучения, как мы видели выше, составляет попытка понять и объяснить весь возрастной симптомо-комплекс, как единое, связанное внутри себя целое, как своеобразную ступень в развитии детского организма, и представить структуру этого возраста.
Мы и попытаемся сейчас критически рассмотреть главнейшие теории переходного возраста, рассмотреть, как меняется структура его в зависимости от того, что тот или иной исследователь принимает за основное, что ставит в центр и что рассматривает, как производное. Перед нами пройдет целый ряд важнейших фактов и черт, отличающих этот возраст и выдвигаемых исследователями в его структурный центр. Это должно помочь нам наметить в самых общих чертах наше понимание этого возраста, от которого мы будем отправляться при изучении его, и которое мы постараемся оправдать всем последующим изложением.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.