Теперь представим себе соответствующее положение дела буржуазного подростка. Здесь наш схематический треугольник будет опрокинут на другое основание: потребности обеспечить существование не будут занимать доминирующего положения. Этот подросток принадлежит к обеспеченным классам, ему обеспечено следовательно, благополучное развитие в продолжении отрочества и юности, самая эта линия развития направляется преимуществе по одностороннему культурному руслу, а сама по себе потребность обеспечить жизнь, приспособиться к общечеловеческому труду занимает совершенно подчиненное место, возникая часто из вторичных мотивов морального, эстетического или психологического характера. Во всяком случае это не является жизненной потребностью.
Другая вершина нашего треугольника О, символизируют вершину обще-органического созревания, переместится при этом справа налево, но в общем останется также в подчиненном положении, потому что по многим основаниям которые нами будут изложены ниже, эти потребности, связанные с обще-органическим созреванием, существенно перемещаются, в различных структурах у рабочего и буржуазного подростка, но все же это величина биологически наиболее устойчивая и наименее варьирующая, как общие процессы роста и созревания тела.
Но вершиной в данном случае будет точка полового созревания П. Эти новые биологически мощные побуждения и импульсы с их естественной склонностью к доминированию займут самый верх структуры, а благодаря расхождению этих трех точек он будут обнаруживать тенденцию подыматься еще выше и выше.
Мы можем, таким образом, сказать, что расхождение трех точек созревания, о котором говорили мы все время, как об основной особенности полового созревания, имеет разную доминанту у рабочего и буржуазного подростка, как это показывают наши схематические треугольники, а отсюда и разную структуру, разную динамику. Проследить различие этой динамики развития составит задачу нашего особого очерка, посвященного рабочему подростку.
Сейчас мы, возвращаясь к тому, что было сказано в предшествующем очерке, хотели бы только определить, в самом основном, это различие, сказавши, что одна структура облегчает при прочих равных условиях путь сублимации, другая — паразитизма, сексуальной энергии. В самом деле, в одном случае подросток поставлен перед жизненной необходимостью обеспечить свое существование, и в зависимости от этого в подчиненное положении находятся все остальные потребности и влечения. Здесь самой силой необходимости человек толкается на путь сублимации. Величайшей ошибкой фрейдистской теории сублимации является приписывание чисто духовного характера этому процессу.
Когда читаешь книги 3. Фрейда, создается впечатление, будто грубая половая энергия первобытного полузверя-получеловека направлялась на сложную культурно-социальную и техническую деятельность под влиянием смутного влечения этого человека вверх. Нет ничего более неверного, чем подобное представление. Только суровая необходимость, только неотразимое принуждение, только необходимость приспособления к высшим формам жизни толкали некогда человека, толкают и сейчас подростка на этот сложнейший и труднейший путь. Отклонение сексуального инстинкта и переключение его на высшие пути только тогда становится силой, когда им движет необходимость. Во всех остальных случаях самая сублимация является только иллюзорной, которая в сущности говоря, скрывает обратное явление сублимацию с отрицательным знаком или паразитизм.
Если самой структурой своих потребностей, самым своим жизненным положением рабочий подросток, как показывает наш треугольник, толкается на путь сублимации, буржуазный подросток также своей жизненной позицией, также самой структурой своего возраста толкается на обратный путь, на путь паразитизма.
Чтобы избежать недоразумения, которое может возникнуть в связи с этим, мы заранее сделаем оговорку относительно того, что рабочий подросток имеет, конечно, гораздо меньшие возможности сублимации и гораздо меньший простор для культурного творчества, чем буржуазный, и поэтому внешние условия сублимации оказываются гораздо более благоприятными у последнего.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.