Вспомним все то, что в одном из первых очерков было сказано о роли мозговой коры, вспомним, что это орган, создающий сложные связи между отдельным частями организма, орган перестраивающий наследственные формы поведения под влиянием воздействия социальной среды. Фрейд был бы совершенно прав, если бы психологическое развитие действительно шло только изнутри. В его понимании нервная система является только аппаратом, пассивна отражающим сексуальные импульсы и превращающим их в энергию другого вида. Никакого обратного воздействия на половой аппарат она не оказывает.
Равным образом односторонне оценивает Фрейд и влияние социальной среды на развитие сексуального инстинкта. Социальная среда выступает у него в роли только источника всевозможных ограничений, запрещений, но опять никакого положительного ни побуждающего, ни отклоняющего влияния на половой инстинкт не оказывает. Что оба эти вопроса тесно связаны друг с другом, было показано уже в том месте, где говорилось о мозговой коре.
Вопрос о значении мозговой коры в развитии человека потому и является кардинальным вопросом всей психологии, что он является вопросом о влиянии социальной среды, ибо социальная среда формирует человеческое поведение через кору головного мозга. Мозговая кора создает сложный механизм переключения нервной энергии вроде того, о котором говорили мы, приводя опыты акад. Павлова в одном из первых наших очерков.
Подобно тому, как в лаборатории экспериментально вызывается извращение инстинктов, так среда, стимулируя различные реакции организма, создавая все новые и новые связи между отдельными реакциями, приводит к глубочайшим изменениям в распределении и направлении инстинктивной энергии. Таким образом, роль мозговой, коры как аппарата, с одной стороны переносящего социальное влияние в организм человека, с другой стороны объединяющего и придающего целостный характер всем отдельным сторонам человеческого поведения, эта роль может пролить правильный свет и на процессы сексуального развития ребенка.
Как установила современная физиология, нервная система, говоря словами Шеррингтона, работает как единое целое. Основной функцией нервной системы является интегрирующая деятельность, объединяющая все отдельные реакции и придающая поведению в каждый данный момент единство и целостность. Этот же самый момент целостности, структурной оформленности и истинного монизма во всех проявлениях организма подчеркивает принцип доминанты.
Недаром пример деятельности этого принципа проф. Ухтомский приводит из области деятельности сексуального инстинкта. У кошки, находящейся в состоянии сексуального возбуждения, во время течки, всякое постороннее раздражение, нейтральное или обычно вызывающее совершенно другие реакции, сейчас усиливает основную половую доминанту. Стук посуды, вилок и ножей в столовой, который является обычно для кошки условным возбудителем пищевого рефлекса, сейчас возбуждает ее только сексуально. Половая доминанта означает, что все притекающие в нервную систему раздражения отклоняются от своего прямого пути и вызывают не ту реакцию, которую они вызывали в нормальном состоянии организма, а усиливают и подкрепляют основную доминанту — половую. Лягушка во время обнимательного рефлекса реагирует на укол булавки или на электрический ток не обычной защитной реакцией отдергивания лапки, а еще более усиленным обнимательным рефлексом.
Можно сказать, что всякая доминанта является наглядным примером такого переключения нервной энергии, отклонения ее от обычных путей и перехода ее на новые пути, установленные доминантой. При этом доминанта обнаруживает как бы активную избирательную деятельность по отношению к внешним раздражениям. Проф. Ухтомский по этому поводу говорит: «Когда половой аппарат находится в возбужденном состоянии под влиянием внутренней секреции разнообразные раздражения действуют на руку, подкрепляя его возбуждение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.