Метод анкет, говорит Рибо, опирается на число, он представляет собой применение всеобщего голосования к проблеме психологии, своего рода референдум. Однако, свою роль в группе научных методов, этот метод сыграл и продолжает играть до сих пор: именно роль научной разработки, ориентировочного средства: которая делает его методом по раскопке поверхности, как его назвал Стенли Холл.
Особыми областями педологического исследования, областями, которые пользуются своими специальными методами, являются — изучение физического развития, исследование социальной среды, окружающей ребенка, собирание документов и продуктов детского творчества и педагогическое исследование ребенка. Изучение физического развития ребенка опирается на антропометрию, т. е. измерение главнейших признаков физического развития и строения тела, как рост, вес, величина отдельных органов и частей тела, известные показатели отношений отдельных признаков, характеризующие ту или иную сторону физического развития. Другая сторона того же исследования — соматоскопия, т.-е. исследование физического состояния и здоровья организма, проводимое путем специальных медицинских исследований отдельных органов и систем в их взаимной связи. Как антропометрическое, так и соматоскопическое исследование при повторном применении и сравнении результатов позволяют учесть не только структуру организма, конституцию и состояние его (статику), но и динамику физического развития.
Изучение социальной среды является делом первостепенной важности и огромной сложности. Помимо учета экономических, культурных, бытовых и др. моментов, оно требует изучения сложной социальной классовой структуры того отрезка социальной среды, который окружает ребенка, направленности ее, а это, в свою очередь, невозможно без общего анализа «большой социальной среды».
Собирание документов и продуктов творчества предполагает необходимость анализа и интерпретации, т. е. научного истолкования документов, являющихся симптомами, признаками, по которым может быть освещена картина детского развития.
Наконец, педагогическое исследование имеет своей задачей выяснение истории воспитания и обучения ребенка и уровня, которого он достиг в процессе обучения.
Все эти методы находят глубоко своеобразное применение в педологии в зависимости от ее основных установок и находятся в прямой зависимости от основных задач этой науки и ее собственных методов.
Основной задачей педологии является изучение тех фаз и периодов, через которые проходит детское развитие. Установление этих периодов позволяет педологии различать паспортный и реальный возраст ребенка. Оба эти возраста не совпадают.
Эго значит, что два ребенка, имеющих по паспорту одинаковое количество лет, на самом деле могут находиться в различных фазах своего развития и, следовательно, их реальный возраст будет глубоко отличаться один от другого. Так педологи различают реальный анатомический, физиологический, психологический и культурный возраст ребенка.
В своем анатомическом развитии ребенок проходит через сложный процесс морфологических изменений и формирования. Не все дети проходят через отдельные фазы этого процесса в одно и то же время. Примером различия анатомического возраста может служить так называемый костным возраст детей. Исследования показали, что процесс окостенения хрящей ребенка проходит со строгой закономерностью через одни и те же фазы и в одном и том же порядке. Исследуя при помощи Рентгеновских лучей окостенение хрящей у детей одного и того же возраста, мы видим, что эти однолетки по паспорту, по своему костному возрасту не являются вовсе однолетками. Одни ушли вперед, другие отстали. Реальный процесс окостенения хрящей не достиг у них одной и той же точки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.