Первый момент заключается в недостатке наших современных знаний относительно самого механизма наследственности, в невозможности в настоящее время отделить совершенно точно биологические формы наследственности от социальных.
Другой момент заключается в том, что комплекс условий, определяющих социальную наследственность в классовом обществе. оказывается более или менее устойчивым, постоянным, как в отношении отрицательных якобы «наследственных», свойств и задатков, приводящих в тюрьму, так н в отношении отбора «благородных» человеческих черт, как они представлены в «лучших семьях» буржуазного общества.
Как известно, в классовом обществе те и другие «задатки», т. е. в сущности, обусловливающие их социальные условия существования, распределены неравномерно и выражают в гораздо большей степени социальную структуру самого общества, чем биологические особенности и свойства того или иного индивида.
Мы видим таким образом, что правильно расчлененный вопрос о наследственности сам приводит нас к признанию огромной роли социальной среды в развитии ребенка. Но то, что мы наметили сейчас в отношении вопроса о наследственности — именно, выяснение роли социальной среды, как основного фактора детского развития, — составляет главное содержание и всего того пересмотра- педологии, который производится сейчас И если внутри проблемы наследственности этот пересмотр произвел рассечение биологической и социальной наследственности, то в вопросе о среде он, напротив, приводит нас к признанию приоритета среды в том сложном взаимосплетении биологических и социальных факторов, которое на деле реально обусловливает процесс детского развития.
Не останавливаясь сейчас на принципиально-философской стороне ревизии педологии во всей ее полноте, мы коснемся одного только пункта этой ревизии, но пункта, имеющего централь нее и теоретическое и практическое значение. Этот пункт, несомненно, связан с преодолением и пересмотром биогенетического принципа. Это - вопрос о влиянии среды на развитие ребенка.
Биогенетический принцип утверждает, что ребенок в своем развитии повторяет и воспроизводит в сжатом и сокращенном виде историю развития человеческого рода. Согласно этой теории, следовательно, детское развитие протекает по раз навсегда установленному типу, почти вне зависимости от окружающей ребенка среды в силу внутренних, наследственных влияний и все обращено к прошлому человечества, повторяя оставленную им позади историю. Древний биологический опыт, согласно этому принципу, является господствующим фактором детского развития. Несостоятельность этого принципа, о котором мы будем говорить ниже при рассмотрении и критическом анализе этой теории в ее применении к переходному возрасту, вскрыта в настоящее время целым рядом исследований — и со стороны фактической, и со стороны теоретической.
Вместо признания приоритета древнего биологического опыта, выдвигаемого биогенетическим принципом, марксистская педология выдвигает первенствующее значение в развитии ребенка роли мозговой коры человека, этого позднего приобретения человечества. «На вопросе об оценке значения коры и развернется решающий бой в антропобиологии», говорит со всей справедливостью Залкинд. Нетрудно видеть, что это есть тот же вопрос об основных факторах детского развития — о наследственности и среде, но только взятый с другой стороны.
«Кора, как продукт молодой истории человечества, кора, как источник бесконечной пластичности организма в целом, кора, как главный объект воспитательных влияний» выдвигается на первое место. Субъективная психология отрывала кору, как носительницу интеллекта, от всего организма. Марксистская педология видит в коре высший центральный орган, объединяющий деятельность всего организма и соотносящий эту деятельность с внешней средой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.