К таким наукам о естественных целых относится и педология. Педология есть наука о ребенке. Предметом ее изучения является ребенок, это естественное целое, которое помимо того, что является чрезвычайно важным объектом теоретического знания, как звездный мир и наша планета, является вместе с тем и объектом воздействия на него или воспитания, которое имеет дело именно с ребенком, как целым. Вот почему педология является наукой о ребенке, как едином целом.
Помимо чисто теоретического значения изучения ребенка, как целого, помимо даже практического значения его для воспитания, есть еще один чрезвычайно важный мотив, благодаря которому педология является такой наукой о ребенке, как едином целом. Это мотив философский, который устанавливает правильное понимание природы изучаемых явлений, устанавливает, что изучение детского развития не может ограничиться исследованием только психологического развития ребенка без всякой связи со всеми остальными сторонами его развития.
Напротив исследования на каждом шагу показывают, что это психологическое развитие ребенка является не самостоятельным, а подчиненным и обусловленным общим органическим развитием ребенка. Таким образом, и правильное философское понимание природы детского развития не позволяет ограничиться при изучении ребенка одной детской психологией, но обязывает нас понимать это развитие, как единый материальный по своей природе процесс.
Самая детская психология при этом становится только одной ветвью педологии, одной из педологических дисциплин. Возраст ребенка, т.-е. отдельный этап его развития, представляет собой, реальное единство, т.-е. такое обвинение отдельных сторон, в котором целое представляет целый ряд таких свойств и закономерностей, которые не могут быть получены из простого сложения отдельных частей и сторон. Возраст, т.-е. состояние ребенка в каждый данный момент развития, представляет соединение различных черт, напоминающее химическое соединение.
Вода состоящая из водорода и кислорода, обладает целым рядом свойств, которых мы не находим в составляющих ее элементах, и не проявляет других свойств, которыми обладают ее элементы. Так точно и возраст есть реальное единство замкнутого в себе целого, имеющее свои свойства, проявляющиеся в этом целом, и требующее для своего понимания и изучения именно учета этого целого.
По известному правилу, если мы хотим изучить растение, мы должны взять это растение вместе с корнями, которыми оно прикреплено к почве. Ботаники советуют взять корни вместе с землей, в которой росло это растение. Так и всякое явление в развитии ребенка надо брать вместе с корнями, на которых оно выросло, а эти корни надо брать вместе с землей, в которой они были вкоренены. Это значит, что каждое явление в развитии ребенка может быть понято не иначе, как на основании первичных процессов, вызвавших его к жизни; и не иначе как во взаимодействии с окружающей его средой.
Таким образом, педология изучает не только ребенка, как целое, но еще шире ребенка н его взаимодействии с окружающей средой.
1. Л. П. Николаев. Влияние социальных факторов на физическое развитие детей. Госиздат Украины. 1925 г.
2. Отто Рюлэ. Пролетарское дитя. Издательство «Красная Новь». Москва. 1923 г.
3. А. Б. Залкинд. Основные вопросы педологии. Изд. «Работник Просвещения». Москва 1927 г. (Ц. 75 коп.).
4. К. Н. Корнилов. Биогенетический принцип. Статья в сборнике «Основные вопросы педологии в избранных статьях». Составил проф. С. М. Василейский. Госиздат, 1926. Ц. 2 р. 25 к. Стр. 57—64.
5. М. Я. Басов. Общие основы педологии. ГИЗ. 1928. Ц. 9 р. Введение и отдел первый.
Принципиальный пересмотр педологии. Применение диалектического метода к педологии. Идеалистическая и материалистическая педология. Педологическое наблюдение, эксперимент, естественный эксперимент, тесты. Антропометрия, соматоскопия, изучение среды, собирание документов, педагогическое исследование. Реальный • и паспортный возраст. Понятие о стандартах. Изучение массового ребенка. Собственные методы педологии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.