Мы перейдем сейчас к ознакомлению с важнейшими методами, применяемыми в педологии. Нам думается, что это знакомство необходимо потому, что только ознакомление с научным методом позволяет достаточно серьезно овладеть и самим содержанием данной науки. Мы при этом не будем излагать технические правила исследования или методические указания по проведению отдельных видов педологического исследования, так как методика и техника педологического исследования в собственном смысле этого слова нуждаются в особом изложении и непосредственно с изучением педологии подростка не связаны.
Мы остановимся только на некоторых важнейших типах и группах методов, которые позволят нам составить общее представление относительно тех путей и средств, которыми пользуются педологи в добывании своего научного материала. Уже из предыдущего становится совершенно ясным, что вопрос о методах педологии приобретает особую сложность, благодаря своеобразной структуре самой науки, благодаря сложным ее отношениям с другими науками, благодаря своеобразным целям и задачам, которые стоят перед ней.
Первое, что вытекает из этого сложного отношения, заключается в том, что педология пользуется методами других наук. В педологии применяются на ряду с собственными, часто те же методы, что в педагогике, анатомии, психологии, физиологии, статистике. Совершенно понятно, что невозможно было бы изучать поведение ребенка другими методами, нежели теми, которые дает в наше распоряжение психология, как не возможно было бы изучать рост и физическое развитие ребенка другими методами, чем те, которыми располагает современная анатомия и физиология.
Итак, педология пользуется часто теми научными методами, которые разработаны соответствующими науками, изучающими отдельные стороны развития ребенка. При этом может показаться, что пользуясь чужими методами, педология вынуждена и сама становиться только сводкой научных данных, разработанных в других научных дисциплинах.
Может показаться, как выражается Блонский, что она является в этом случае не самостоятельной дисциплиной, а винегретом разнородных знаний. Однако, мы знаем на примере других наук, что пользование чужими методами (например, математическими методами в физике или химическими методами в биологии) не превращает эти науки в винегрет.
Мы сейчас постараемся рассмотреть в самом сжатом виде важнейшие группы методов, которыми пользуется педология.
Основным и первым методом в педологии является педологическое наблюдение за ребенком, которое встало на место старых и в сущности мало научных методов воображаемого перенесения себя в положение ребенка, воспоминаний взрослых о своем детстве и т. д. Дневники, характеристики, записи велись за долго до научной педологии, но научное наблюдение, конечно, отличается от наблюдения житейского. Существуют многие различные формы ведения наблюдений, существуют отдельные программы или схемы, которые позволяют выделить и обработать то, что относится к поведению. Методика наблюдения является предметом особого изучения, существует много отдельных методических приемов, ведения записи, ведения наблюдений, обработки, которых мы сейчас касаться непосредственно не будем. Общим и основным достоинством в методике наблюдений является естественность той обстановки, в которой ведется исследование, объективность и точность тех материалов, которые при этом получаются.
В нашей педологии особенно большое развитие получил метод объективного наблюдения. Методика объективного наблюдения широко разработана проф. М. Я. Басовым. В той форме, в какой она применяется М. Я. Басовым, эта методика очень близко подходит к тому, что можно было бы по аналогии назвать клинически-педологическим методом, так как она основана на объективном всестороннем изучении поведения ребенка в процессе его естественной деятельности и на анализе этого поведения. Проф. С. С. Моложавый создал особую схему для объективного наблюдения над детьми, схему, которая позволяет исследовать поведение ребенка в его взаимодействии с окружающей средой. Схема дает основные приемы анализа влияний среды на поведение ребенка. Построена схема по принципу изучения целостной личности ребенка. Разработка метода объективного наблюдения составляет, главным образом, заслугу советской педагогии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.