Половое созревание наступает в разные сроки. Мы знаем уже, что процесс развития есть в высшей степени сложный процесс, обусловленный многими факторами. Поэтому он никогда не совершается с регулярностью исправного часового механизма, и однолетки по паспортному возрасту находятся часто по своему реальному педологическому возрасту на разных ступенях. Это значит, что они в своем развитии достигли различных уровней, находятся в различных фазах. Одни опередили, другие отстали. То же самое верно и в отношении полового созревания.
Таблица № 12.
Распределение стадий созревания по годам (поданным Кинга Ирвинга).
Средний возраст. |
Несозревшие. |
Созревающие. |
Зрелые. |
12,75 |
69% |
25% |
6% |
13,25 |
55% |
26% |
18% |
13,75 |
41% |
28% |
31% |
14,25 |
26% |
28% |
46% |
14,75 |
16% |
24% |
60% |
15,25 |
9% |
20% |
10% |
15,75 |
5% |
10% |
85% |
16,25 |
2% |
4% |
93% |
16,75 |
1% |
4% |
95% |
17,25 |
0% |
2% |
98% |
17,75 |
0% |
0% |
100% |
Мы приводим ниже две таблицы, которые наглядно показывают как распределяется по возрастам половое созревание. Мы видим, что этот процесс не всегда еще заканчивается к 20 годам, но часто завершается уже в 16 лет. Мы видим, что подростки одного и того же возраста находятся в трех различных фазах своего развития: одни созрели, другие находятся в процессе созревания, для третьих процесс созревания еще не начался.
Задержка полового созревания означает обычно и общую задержку в развитии подростка И. А. Арямов на основании своих исследований констатирует задержку в половом созревании современного рабочего подростка, как чрезвычайно распространенное явление. Он высказывает предположение, что «задержку полового развития нужно искать в воздействии внешней среды, в характере работы подростков школы. Достаточно напряженная физическая (производственная) работа несколько задерживает половое развитие, стимулируя при достаточном питании общее развитие». Но только специальные исследования могли бы более убедительно обменить это явление.
В частности, те же исследования И. А. Арямова обнаружили тесную связь между задержкой полового развития и школьной неуспеваемостью. Несмотря на значительный возраст исследованных неуспевающих учащихся (15—21 год), среди них оказалось 36,4% несозревших в половом отношении. Несозревших в школе — в 2 раза меньше (19,0%), а среди хорошо успевающих в 4 1/2 раза меньше (8,3%). То же обнаруживают и приводимые ниже данные Кинга Ирвинга, исследовавшего около 5000 американских подростков.
Таблица № 13.
Стадии полового созревания и школьная успешность (по данным Кинга Ирвинга).
Незрелые девочки |
12 1/2 — 13 |
лет |
дали |
57% |
хор. |
успех. |
Созревающие и созревшие |
12 1/2 — 13 |
лет |
дали |
69% |
хор. |
успех. |
Несозревшие девочки |
13 — 14 1/2 |
лет |
дали |
60% |
хор. |
успех. |
Созревающие и созревшие |
13 – 13 1/2 |
лет |
дали |
80% |
хор. |
успех. |
Несозревшие мальчики |
14 – 14 1/2 |
лет |
дали |
53% |
хор. |
успех. |
Созревшие и созревающие |
14 – 14 1/2 |
лет |
дали |
72% |
хор. |
успех. |
Таблица № 14.
Распределение стадий созревания по годам по данным И. А. Арямова.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.