Педология подростка. Половое созревание, страница 73

Половое созревание наступает в разные сроки. Мы знаем уже, что процесс развития есть в высшей степени сложный процесс, обусловленный многими факторами. Поэтому он никогда не совершается с регулярностью исправного часового механизма, и однолетки по паспортному возрасту находятся часто по своему реальному педологическому возрасту на разных ступенях. Это значит, что они в своем развитии достигли различных уровней, находятся в различных фазах. Одни опередили, другие отстали. То же самое верно и в отношении полового созревания.

Таблица № 12.

Распределение стадий созревания по годам (поданным Кинга Ирвинга).

Средний возраст.

Несозревшие.

Созревающие.

Зрелые.

12,75

69%

25%

6%

13,25

55%

26%

18%

13,75

41%

28%

31%

14,25

26%

28%

46%

14,75

16%

24%

60%

15,25

9%

20%

10%

15,75

5%

10%

85%

16,25

2%

4%

93%

16,75

1%

4%

95%

17,25

0%

2%

98%

17,75

0%

0%

100%

Мы приводим ниже две таблицы, которые наглядно показывают как распределяется по возрастам половое созревание. Мы видим, что этот процесс не всегда еще заканчивается к 20 годам, но часто завершается уже в 16 лет. Мы видим, что подростки одного и того же возраста находятся в трех различных фазах своего развития: одни созрели, другие находятся в процессе созревания, для третьих процесс созревания еще не начался.

Задержка полового созревания означает обычно и общую задержку в развитии подростка И. А. Арямов на основании своих исследований констатирует задержку в половом созревании современного рабочего подростка, как чрезвычайно распространенное явление. Он высказывает предположение, что «задержку полового развития нужно искать в воздействии внешней среды, в характере работы подростков школы. Достаточно напряженная физическая  (производственная) работа несколько задерживает половое развитие, стимулируя при достаточном питании общее развитие». Но только специальные исследования могли бы более убедительно обменить это явление.

В частности, те же исследования И. А. Арямова обнаружили тесную связь между задержкой полового развития и школьной неуспеваемостью. Несмотря на значительный возраст исследованных неуспевающих учащихся (15—21 год), среди них оказалось 36,4% несозревших в половом отношении. Несозревших в школе — в 2 раза меньше (19,0%), а среди хорошо успевающих в 4 1/2 раза меньше (8,3%). То же обнаруживают и приводимые ниже данные Кинга Ирвинга, исследовавшего около 5000 американских подростков.

Таблица № 13.

Стадии полового созревания и школьная успешность (по данным Кинга Ирвинга).

Незрелые девочки

12 1/2 — 13

лет

дали

57%

хор.

успех.

Созревающие и созревшие

12 1/2 — 13

лет

дали

69%

хор.

успех.

Несозревшие девочки

13 — 14 1/2

лет

дали

60%

хор.

успех.

Созревающие и созревшие

13 – 13 1/2

лет

дали

80%

хор.

успех.

Несозревшие мальчики

14 – 14 1/2

лет

дали

53%

хор.

успех.

Созревшие и созревающие

14 – 14 1/2

лет

дали

72%

хор.

успех.

Таблица № 14.

Распределение стадий созревания по годам по данным И. А. Арямова.