Школьный возраст, отграниченный с одной стороны — сменой молочных зубов на постоянные, а с другой половым созреванием, т.-е. двумя критическими фазами, из которых каждая означает серьезную, всестороннюю и глубокую перемену в организме ребенка сам представляет собой относительно устойчивый, спокойный и медленный период детского роста и развития.
«Самой главной особенностью ребенка этого возраста, говорит Блонский, которая объясняет все его поведение, является наличность в нем избыточной производительной энергии. Эта избыточная производительная энергия и является причиной того, что в этом возрасте обычно и начинается расхождение дороги детей эксплуататорского и эксплуатируемого класса.
Избыточная производительная энергия одних берется за исходную точку для их дальнейшего умственного развития, у других эта энергия эксплуатируется в общественном производстве. Мастерская и школа, вот колеи, по которым общество направляет избыточную производительную энергию постояннозубого детства».
Таким образом, школа есть не случайный или извне навязанный факт в развитии ребенка, а является способом использования избыточной энергии ребенка в целях подготовки его к будущей деятельности взрослого человека.
Самая характерная особенность ребенка школьного возраста, как говорит Блонский, заключается в том, что «соматическая мощность, играющая такую огромную роль в беззубом и даже молочно-зубом детстве, теперь оказывается лишь предпосылкой развития технической мощности, которая выступает на первый план. Под технической мощностью понимается увеличение соматической мощности через овладевание орудиями труда».
Предпубертальное детство и является возрастом овладения орудиями ручного труда. Мы видим, таким образом, что рост энергии ребенка является сейчас только предпосылкой для развития его технической деятельности. Нечто подобное происходит и в области психологического развития ребенка. И здесь, наблюдая за школьником, мы видим, что в эти годы не столько растет сама по себе память, само по себе внимание, сколько ребенок овладевает сложным культурным опытом, сложными функциями культурного поведения, научается лучше использовывать свои натуральные психологические функции на основе быстро растущего культурного опыта.
Мы, таким образом, могли бы объединить один и другой признак и определить школьный возраст, как возраст культурного развития ребенка по преимуществу, понимая под культурным развитием овладение орудиями труда и культурно-психологическое развитие.
Пиаже предложил два закона для объяснения особенностей школьного возраста. Первый закон он называет законом сдвига или смещения. Этот закон заключается в том, что важнейшие пути и операции мышления ребенка сдвигаются сейчас в новую сферу, переходят в новый план, — именно в план словесного мышления. Поэтому естественно ожидать, что те же самые явления, те же самые трудности, те же самые приемы поведения, которые отличают дошкольника в области непосредственного действия и восприятия, будут отличать школьника в области его словесного мышления.
Этот сдвиг поведения, перемещение его в новый план можно еще формулировать следующим образом.
Школьник в области словесного мышления ведет себя так, как дошкольник в области непосредственного действия и восприятия. Этот закон связан с другим законом, который Пиаже также привлекает для объяснения школьного возраста, именно с «законом осознания».
Этот закон, установленный Клапаредом, гласит, что ребенок осознает свои действия только в меру трудности, в меру неудачного своего приспособления. Этот автор исследовал как образуются у детей и как развиваются у них процессы понимания сходства и различия.
Исследование это привело к парадоксальным с первого взгляда результатам. Оказалось, что ребенок раньше научается правильно реагировать на сходство, чем на различие двух предметов, но осознает различие раньше, чем сходство.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.