Самое коренное и глубокое своеобразие переходного возраста заключается именно в этом факте проще говоря, в том, что организм подростка продолжает расти и развиваться, как и его социальная личность, после того, что половая зрелость является уже достигнутым этапом. Это, повторяем, факт, установленный незыблемо и прочно. Но как только мы переходим к дальнейшему — к попыткам объяснить этот факт, раскрыть его происхождение и к попыткам свести к этому факту, как к основе, все нити объяснений симптомокомплекса переходного возраста, - так сейчас мы вступаем в область более или менее смелых, надежных, вероятных предположений и догадок. Эти догадки не имели бы решительно никакой научной ценности, если бы на них не основывались рабочие гипотезы, без которых невозможно продвижение в области исследования новых полей науки, и которые на известных стадиях развития научного знания заменяют недостающую научную теорию.
Мы видели уже, что научная теория переходного возраста еще не создана. Она — дело будущего. Поэтому в этой области мы имеем ряд гипотез, которые надо проверять фактами, другими гипотезами попытками применения их к объяснению тех или иных явлений. Наша попытка положить в основу объяснения особенностей переходного возраста факт несовпадения трех точек, трех вершин созревания является также не больше, чем исследовательской рабочей гипотезой, которую мы решаемся предпослать дальнейшему курсу педологии подростка лишь потому, что в наших глазах она наиболее полно и с наименьшими натяжками и насилием над фактами сводит к единству все огромное и сложное многообразие явлений переходнoro возраста и дает им предположительное объяснение.
Впрочем, мы должны будем ограничиться лишь схематическим, суммарным очерком этой гипотезы. Мы постараемся самым кратким • образом зачертить. скелет ее - с тем, чтобы затем в течение всего курса возвращаться к ней и заполнять схему конкретным содержанием, облекать скелет в плоть и кровь фактов. Вместе с тем избираемый нами путь будет одновременно и путем проверки нашей гипотезы, опытом ее приложения к большому материалу. В той стадии, в которой находится сейчас педология переходного возраста, подобное внесение исследовательских рабочих гипотез в систематическое изложение учения о подростке представляется нам совершенно неизбежным.
Мы полагаем, что есть все биологические основания допустить, что в процессе эволюции вместе с удлинением срока детского развития у высших животных и отсрочкой момента завершения общеорганического созревания и окончания детства совершалось и отодвигание момента полового созревания, что между двумя этими моментами – окончания детства и полового созревания - существует прямая связь. Нам думается, что эта связь обусловлена прямой биологической необходимостью.
Несозревшее, незакончившее собственного своего формирования животное еще не вооружено достаточно для того, чтобы самостоятельно участвовать в борьбе за существование. Пора детства - пора зависимости от родителей. Основные потребности в эту эпоху - потребности собственного развития. Для этого существа, еще не окрепшего и не вступившего в самостоятельную фазу своего существования, было бы просто невозможно производить потомство, обеспечить его существование, охранять и питать детенышей. И с органической стороны вынашивание детенышей, роды и кормление их, и со стороны борьбы за жизнь добывание пищи, защита потомства одинаково биологически несовместимы с детством, с незаконченным собственным развитием.
Вспомним, что именно это обстоятельство выдвигал в свое время Торндайк, как основное возражение против теории рекапитуляции Стенли Холла, т. е. против утверждения о параллелизме между филогенезом и онтонегезом. Какой же параллелизм, аргументировал Торндайк, когда инстинкт сосания, столь поздно возникающий в истории рода (только у млекопитающих), в онтогонезе появляется первым, а инстинкт размножения, едва ли не первичный в филогенезе, в истории развития ребенка появляется последним. В этой перетасовке „природного" порядка появления инстинктов этот автор с полным основанием усматривал действие того же механизма отбора полезных вариаций, который лежит в основе всей эволюции. И так с биологической необходимостью момент полового созревания отодвигается к концу детства к завершительному пункту собственного органического созревания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.